Cessna: авиационный ширпотреб

Cessna: авиационный ширпотреб Какой был самый массовый автомобиль всех времен и народов? Маленький черный Форд. Cessna - это такой же массовый продукт, только в авиации. Недаром девиз компании Cessna Aircraft был: «Самолеты Cessna - самые знаменитые!». Все началось отнюдь не в далеком 1911 году, когда самоучка-авиастроитель Клайд Цессна создал копию рекордного самолета Bleriot XI, на котором француз Луи Блерио перелетел через Ла-Манш. Это был всего лишь первый шажок в создании авиастроительной компании Cessna Aircraft. Начало можно датировать 1946 годом, когда Cessna Aircraft создала легкий двухместный одномоторный самолетик Cessna 120.

Эта крылатая крошка стоила $2495, и тем не менее была абсолютно настоящим самолетом. Это было началом бренда - самолета, доступного каждому. Недаром писатели-фантасты тех лет так упорно описывали будущее, наполненное летающими автомобилями - это было влиянием Cessna Aircraft, наполняющей воздушное пространство США своими маленькими самолетами, доступнымиCessna: авиационный ширпотреб обычному потребителю, а не только гигантским корпорациям.

В 1954 году был разработан двухмоторный Cessna 310 - самолет, предназначенный для деловых перелетов. Не совсем чтоб бизнес джет, но Cessna Aircraft захватила еще одну рыночную нишу. Эти самолеты, как и Cessna 120, стали очень популярны, а выпуск их достигал немыслимых высот. Некоторые считают, что основная заслуга Cessna 310 в том, что они стали той основой, на которой произросло в конце концов новое поколение реактивных бизнес-лайнеров.

Кстати, о реактивной авиации: в том же 1954 году Cessna Aircraft создала учебно-тренировочный самолет Т37 Dragonf1 по заказу ВВС США. Эти самолеты отличаются редким конструкционным долголетием - они эксплуатируются по сей день. И не потому, что их нечем заменить, просто весьма удачная конструкция.

Самым массовым самолетом в истории авиации, обладателем всех возможных рекордов стал четырехместный Cessna 172, взлетевший впервые в 1963 году. Именно этот самолет стал причиной того, что американцы перестали интересоваться маркой «летающей машины», а любопытствовали: «Какая у вас Cessna?» - новые модели разрабатывались каждые пару лет.

В 1968 году выяснилось, что богатая Америка желает иметь в своем распоряжении частные реактивные самолеты. Естественно, Cessna Aircraft немедленно откликнулась на потребность и тут же выпустила Citation 500 - имеющиеся в распоряжении компании технологии и наработки в авиастроении позволяли быть очень и очень оперативными.

Фактически именно Citation 500 и его потомки стали основой бизнес-авиации Америки. Главное, на что делала упор в этих самолетах Cessna Aircraft, была ценовCessna: авиационный ширпотребая доступность и широкий модельный ряд - самолеты на любой вкус и на все случаи жизни, Cessna Aircraft не упиралась исключительно в техническое оснащение, скорость или дальность. Важнее было, чтобы самолеты могли покупать чуть ли не все желающие.

В конце 70-х годов прошлого столетия был создан бизнес-джет Model 650 Citation III, относящийся к административно-деловым самолетам, бизнес-джет повышенной комфортности (высокая скорость, просторный салон, большая дальность полета). Это уже был практически лайнер. В этом самолете впервые для Cessna Aircraft появляется стреловидное крыло. Но конструкторы Cessna Aircraft больше полюбили новый фюзеляж, и ультрадальний Citation Sovereign и средний Citation Excel сочетают фюзеляж новой конструкции с обычным, не скоростным, прямым крылом.

Нельзя сказать, что Cessna Aircraft так уж стремилась к каким-либо рекордам. Компания всего лишь выпускала различные самолеты, самолеты на все случаи жизни, для разнообразных типов потребителей. Но она всегда «дышала в спину» рекордсменам - уж очень много их было, самолетов Cessna. Например, как только со сцены сошел сверхзвуковой Concorde, тут же первым в скорости пассажирским самолетом стал Citation Х. Да, он не сверхзвуковой, но очень близок к сверхзвуку (крейсерская скорость 972 км/ч), и предназначен для тех, кто готов платить и переплачивать за скорость.

Cessna Aircraft и сейчас обладает самой широкой модельной линейкой. В ней не представлены только две двигательные винтовые машины, остальные - имеются в наличии, симпатичные, аккуратные, снабженные вполне доступными для каждой модели ценничками.

Конечно, цены сегодня – это не цены 60-х годов прошлого столетия, но все же Cessna Aircraft старается, насколько это возможно, удерживать на плаву сектор недорогих самолетов. Модельные ряды постоянно пополняются, вскоре ожидается легкий двухместный Cessna 162 SkyCatcher, относящийся к новой категории Light Sport Aircraft. А вот программа по разработке самого быстрого и большого самолета Cessna - Cessna Citation Columbus, который ожидался в 2014 году, приостановлена. И производственный план компании на нынешний год снижен с 500 до 300 самолетов - отзываются заказы, мировой финансовый кризис. Но тем не менее Cessna Aircraft не собирается сдаваться.

София ВАРГАН