Airbus - у семи нянек...

AirbusВ 2001 году закончился более чем 30-летний процесс приватизации Airbus - глобального проекта четырех ведущих европейских держав в сфере авиастроения. Согласно французскому законодательству, а именно на территории Франции расположена штаб-квартира теперь уже частной компании, новое объединение получило статус «Упрощенного Акционерного Общества» SAS (Societe par Actions Simplifiee). Акционерами стали две крупнейшие европейские аэрокосмические компании: «European Aeronautic Defence and Space Company» с 80% акций и BAE SYSTEMS с 20%, соответственно.

А начиналось все в далеком 1970 году, когда Франция, Германия, Испания и Великобритания посредством принадлежащих правительствам этих стран оборонных и аэрокосмических предприятий решили объединиться в консорциум для реализации проекта в области гражданского авиастроения. Были задействованы все имеющиеся государственные ресурсы, начиная от субсидий и льготного кредитования, заканчивая масштабной переориентацией авиакомпаний стран-участников на будущие изделия Airbus. Стоит ли говорить о таких «мелочах», как помощь в создании организационной базы или поддержка научных министерств при создании новейших разработок.

Столь мощная подпитка сыграла важную роль. Airbus за относительно небольшой срок превратился в одного из лидеров гражданского авиастроения, положив конец монополии американского «Боинга». А в начале нового тысячелетия стало очевидно, что существовать в рамках консорциума становится невыгодно. Airbus уже доказал свою состоятельность, как коммерческий проект, способный успешно решать поставленные задачи. Отпала необходимость в опеке и контроле, зато появилась потребность в более качественной и независимой организационной структуре. В течение 2000-2001 годов реорганизация была проведена.

На сегодняшний день Airbus производит полный спектр гражданских самолетов. Начинается линейка с узкофюзеляжных А318/А319/А320/А321, базовая вместимость которых колеблется от 107 до 185 мест. Затем идут  двухдвигательные широкофюзеляжные А300 и А310 с 220 и 266 местами. Широкофюзеляжные дальнемагистральные А330 и А340 могут вместить от 239 до 380 пассажиров. А лайнеры А380 готовы поднять на борт более 500 человек. Выгодной отличительной чертой Airbus является схожесть конструкций всех типов самолетов, комплектаций бортовых систем, компоновки кабин экипажа и пилотажных характеристик. Это позволяет пилотам, прошедшим обучение на одной машине, без долгого переучивания садиться за штурвал практического любого Эйрбаса. Что очень важно для авиакомпаний.

Одной из самых успешных моделей Airbus считается А320. Это самолет для малой и средней дальности с большой грузоподъемностью и просторным пассажирским салоном. Следует отметить и достаточно невысокую стоимость обслуживания. Благодаря таким достоинствам А320 завоевал популярность не только в Европе, но и активно выходит на азиатский рынок. Уже начата транспортировка первых комплектов деталей для сборки самолетов в Китае. Собирать начнут в августе текущего года, а завершение планируется в I квартале следующего. Также получен заказ на шесть А320 от казахской авиакомпании Air Astana.

Модель А319 является укороченным вариантом А320. При тех же размерах топливных баков самолет рассчитан на меньшее количество пассажиров. Как следствие, экономичней расход топлива и возможность покрывать более 7 000 км без дозаправки, что является абсолютным рекордом для таких судов. Не случайно же калининградский авиаперевозчик КД Авиа оформил заказ на 25 самолетов A319.

Конструкторы Airbus сейчас ломают голову над новейшей моделью А350, которая должна насытить самый перспективный сегмент авиаперевозок в пределах от 270 до 350 пассажиров. Главной проблемой, с которой столкнулись инженеры, стал избыточный вес в 8 тонн. А ведь А350 заявлен, как самолет, потребляющий на 20% меньше горючего благодаря облегченной конструкции. Окончательно не решены и сложности с электронной защитой кабины пилотов и защитой от внешних шумов. Впрочем, в Airbus уверены, что дополнительные время и деньги позволят устранить все недочеты. Производство А350 намечено на 2011 год, а через 2 года первые самолеты будут доставлены покупателям.

Осенью текущего года должен состояться первый полет военно-транспортного самолета А400М от Airbus. Правда, президент компании Том Эндерс признал, что остались некоторые неполадки с двигателем, но в срок постараются уложиться. Судя по всему, одной гражданской авиации  Airbus SAS уже мало.

Алексей Чернов