Зимняя резина

Зимняя резина Российские дороги никогда не дают расслабиться автолюбителю. Хотя, летом еще куда ни шло - асфальт он и есть асфальт; пускай битый и неровный, но автомобиль на дороге держит. А вот зимой совсем иное дело - снег, лед, песок и тот же асфальт. У каждого покрытия свои свойства, для каждого, по-хорошему, нужна своя резина. Понятно, что совместить в одних шинах возможность одинаково уверенно держать машину на льду и на асфальте невозможно. А вот попытаться сделать универсальную «всесезонную» резину можно. Правда, пригодится она только любителям сэкономить или тем, кто ездит зимой по Европе, где и зимы гораздо мягче, и снега меньше, и снегоуборочная техника работает исправно.

Только не стоит забывать, что «всесезонка» - это компромисс, и не самый удачный, поскольку зимняя и летняя резина отличаются кардинально: летняя - жесткая, с твердым протектором, который обеспечивает управляемость на асфальте; зимняя - мягкая (чтобы не коченела на морозе), с эластичным протектором (для «приклеивания» ко льду), с рельефным рисунком (для преодоления снега). Таким образом, «всесезонка» жестче зимней резины, но мягче летней; ее «рисунок» недостаточно хорош для снега, но излишне глубок для асфальта; ее протектор содержит одновременно гладкие участки, водоотводы и ламели. Кстати, если в условиях европейской зимы ездить на таких шинах вполне сносно, то летом - весьма некомфортно: управление перестает быть четким, торможение становится неэффективным.

Самый надежный способ чувствовать себя зимой уверенно за рулем - купить шипованную резину. Тем более, что в этой области прогресс никогда не стоял на месте. Все начиналось с металлических шипов, которые «вручную» монтировались на обычную покрышку. Когда такой автомобиль попадал на асфальтированный участок дороги и тормозил, то шипы вырывались с «мясом», раздирая резину. Впрочем, это было уже давно. Современная зимняя шина изначально сделана для установки шипов, а, чтобы они надежно крепились и не вылетали, разработана хитроумная система, начиная от специальной формы шипа и места крепления, заканчивая участками твердой резины в эластичном протекторе. Как следствие, шип остается в нужном положении при касании с дорожным покрытием, а также при торможении и поворотах, что обеспечивает управляемость и позволяет выдерживать огромные нагрузки. Если же искать недостатки в шипованной резине, то это шум при езде и неважные показатели торможения на асфальте. Впрочем, далеко не критичные.

Другая разновидность зимней резины - нешипованные «липучки». Эти шины обладают очень эластичным протектором (из-за отсутствия шипов нет потребности в жесткости), который как будто «прилипает» к дорожному покрытию, обеспечивая необходимое сцепление. Кроме того, на «липучки» наносят особый «рисунок», где преобладают ламели - небольшие фигурные элементы, призванные цеплять даже незначительные неровности льда. Благодаря ламелям автомобиль получает хороший контакт с покрытием, может эффективно затормозить; однако, управляемость несколько страдает: мягкий «узорный» слой резины замедляет реакции машины. Нешипованная зимняя резина практически повсеместно используется в Европе, однако, в суровых российских реалиях подойдет только жителям крупных мегаполисов, которые гарантированно не будут съезжать с главных городских улиц даже во дворы.

Различается зимняя резина и по категориям шинных брэндов. Самые лучшие: Michelin, Good Year, Pirelli, Dunlop, Continental, Bridgestone, Nokian и Gislaved. Этой «обувкой» комплектуются самые известные автомобильные марки, считается, что высокая заявленная цена соответствует качеству. Вторую категорию составляют шины: BFGoodridch, Kleber, Uniroyal, Yokohama, Firestone, Kumho, Hankkook, Fulda, Toyo. Это более дешевый, но тоже вполне приличный вариант. Третья категория: Medeo, Fortio, Nordman, «Кама», «Таганка», «Медведь», «Ярославль». Привлекательность этой резины для российского рынка в цене.

Опытные автомобилисты советуют обкатывать новые шины в течение нескольких недель в спокойном режиме. И помнить, что на преждевременный износ покрышек влияют такие факторы: сильное ускорение, резкое торможение, удары о бордюр, разгон на выбоинах.

Алексей Чернов