Красное вино: международный рынок

красное виноКрасное вино производят в прямом смысле везде, где у красных сортов винограда есть климатическая возможность укорениться в почву, вырасти и дать урожай. Но существует ряд географических регионов, стран и исторических областей, где в силу климата и традиций производят наиболее ценимое профессионалами и любителями красное вино. Что, в общем-то, соответствует принципу международного разделения труда – производить тот или иной вид товаров должны те, у кого это лучше получается.

Тройка европейских грандов…

Во главе производства красного вина находятся, конечно, три европейские страны, виноделие в которых развивалось на протяжении долгих столетий, достигло высокого уровня и подкрепляется большими объёмами производства – Франция, Италия и Испания.

Франция - это общепризнанная столица виноделия (площадь виноградников 1,2 миллиона гектаров, 75 миллионов гектолитров вина ежегодно), и не то что французские красные вина сами по себе, но каждый отдельный сорт французского красного вина заслуживает отдельной увесистой статьи. Если же говорить вкратце, то наибольшей популярностью пользуются красные вина из региона Бордо, производимые преимущественно из винограда сорта Мерло. Однако же практически любая из винодельческих областей Франции производит красные вина, так что легко можно обнаружить выдающиеся напитки и среди вин из долины реки Луары, и из долины реки Рона, и из Бургундии, и из Божоле (географически часть Бургундии, но с особыми винами), и так далее до бесконечности. Причём вопреки распространённому мнению о баснословной дороговизне французских вин, местные красные вина могут продаваться по вполне приемлемым ценам от 6 до 30 долларов за бутылку.

красное виноВторое место в списке винодельческих мировых держав занимает Италия, которая производит немного меньше вина в год, нежели Франция (70 миллионов гектолитров в год), однако гораздо больше вина экспортирует. И, при всём разнообразии итальянских красных вин здесь безраздельно и неоспоримо царствует вино из местности Кьянти, составляющее более 60 % всего итальянского винного экспорта. Особенно ценится так называемое Chianti Classico Riserva, красное вино, которое подвергают длительной выдержке в течение 27 месяцев, благодаря чему его стоимость возрастает в три раз по сравнению с обычным Кьянти и может составлять от 50 до 200 долларов в зависимости от года урожая.

Замыкает «большую тройку» винодельческих держав Испания, в которой производство вина, как одна из доминирующих отраслей экономики, молодо и насчитывает менее ста лет. Красные испанские вина многочисленны и разнообразны благодаря наличию в стране различных климатических условий, типов почвы и условий влажности. Это обеспечивает различные вкусовые качества винограда, что определяет вкус вина. Однако наиболее вина из провинции Риоха, в которой находится более половины всех виноградников страны. Именно эти вина в основном идут на международный рынок и редкая бутылка вина из провинции Риоха категории DOC (высший сорт) стоит менее 25 долларов.

…И все остальные

Однако же не Францией, Италией и Испанией едиными жив международный рынок красного вина, есть и другие весьма достойные и со своим собственным лицом страны-производители. Так, четвёртое место в мире по объёму годового производства вина и безусловное первое место в Западном полушарии занимает Аргентина. В первую очередь такое положение вещей обусловлено теми уникальными условиями, в которых в Аргентине проживает, цветёт и пахнет красный сорт винограда по имени Мальбек, который имеет французские корни. Благодаря особенностям южноамериканского климата получаются вина, похожие на красные вина из Бордо, но с явным привкусом малины и шоколада. Благодаря дешевизне (около 10 долларов за бутылку) аргентинские красные вина пользуются большой популярностью в мире, что, по мнению экспертов, в скором времени непременно приведёт к их подорожанию.

Активно развивается в последние десятилетия виноделие и в других странах Южной Америки, в таких, как Чили и Уругвай. И если чилийские вина, производимые из сортов каберне, совиньон и мерло, обладают высоким качеством благодаря изолированным от внешних воздействий и возможных вредителей условий (страна огорожена океаном, пустынями и горами), то уругвайские пока что находят своего покупателя в основном благодаря дешевизне.

Вряд ли могло обойти стороной производство вина такие регионы, самой природой предназначенные для выращивания винограда, как Австралия и Новая Зеландия. Австралийские виноделы построили свою маркетинговую политику несколько иначе, нежели остальные игроки винного рынка – они берут своё не количеством производимого дешёвого вина, но качеством. При том, что австралийского вина на мировом рынке всего лишь 1%, но если речь идёт о подлинном австралийском красном вине, то это всегда очень качественное и недешёвое вино. Новая Зеландия решила пойти по проверенному пути и производить вино из винограда совиньон хорошего уровня, но вполне доступного по цене. При этом новозеландское вино находит покупателя в основном в собственном регионе и в англоязычных странах.

Александр Бабицкий