Аккредитив

аккредитивСтрого научное официальное определение значения финансового термина «аккредитив» настолько объёмное и специфическое, что приводить его в первоначальном виде рискованно – довольно высок риск попросту запутаться в хитросплетениях и тонкостях определения. Поэтому рассмотрим упрощённое определение, в дальнейшем расширив его дополнительными объяснениями.

Итак, аккредитив это поручение банка плательщика банку получателя. Под поручением понимается некое денежное обязательство, которое выдаётся банком-плательщиком другому банку (банку-эмитенту), который и будет выполнять непосредственную выплату лицу или организации (бенефициарию), указанному в самом аккредитиве. Говоря предельно просто, аккредитив это обязательство одного банка перед другим, что первый банк возместит расходы второму по выплате определённой сумме тому или иному клиенту. Таким образом, аккредитив является финансовым инструментом, при котором в банковские операции вводятся дополнительные посредники, главная функция которых в обеспечении дополнительных гарантий по осуществлению тех или иных операций.

Наибольшее распространение расчёты по аккредитивам получили в сфере торговых сделок (особенно это касается внешнеторговых операций), что вполне естественно. Причём аккредитивы могут одинаково эффективно использоваться как в условиях стабильно растущих объёмов торговли, когда необходимо оперативно реагировать на малейшие изменения рыночной конъюнктуры, так и при кризисном состоянии экономики, в котором у большинства участников деловой жизни наблюдается временная нехватка свободных средств. Участники торговых операций не должны отказываться от сделки лишь по той причине, что у одной из сторон в данный конкретный момент недостаёт наличности. Достаточно подключить к этому делу банковские организации и использовать аккредитивную схему, то есть, условно говоря, занять деньги у одного банка, чтобы он через другой банк расплатился с партнёром, под гарантии будущего возвращения долга плюс определённых выплат за услуги. В чём-то аккредитив отдалённо напоминает получение кредита под те или иные деловые нужды, только отличается более оперативным решением вопроса и другими механизмами получения и обслуживания.

Конечно, ни одна финансовая операция, ни один финансовый инструмент не может претендовать на статус идеального и выгодного всем. Есть свои недостатки и у аккредитивов, главные из которых заключаются в высоких комиссионных платежах, которые взимают банки за свои услуги. Но здесь очевидно действие законов рынка, согласно которым за какое-либо преимущество нужно платить. Так и за преимущество осуществления относительно быстрого и на данный момент времени безналичного платежа также необходимо заплатить, пусть и в будущем. Также для многих лиц и организаций, особенно для представителей малого бизнеса, не имеющего возможности создания серьёзного специализированного финансово-юридического подразделения, использования аккредитива может создать дополнительные трудности из-за сложности оформления документов по подобным сделкам.

Однако список преимуществ подобного рода сделок гораздо солиднее и весомее списка недостатков. Помимо уже озвученного и главного преимущества (безналичный расчёт между участниками сделки) у аккредитива имеется целый ряд других достоинств. Это и скорость оформления подобных процедур, несравнимая со временем, затрачиваемым на получение денежного кредита (к тому же аккредитив в большинстве случае обойдётся дешевле кредита). Это и высокая степень надёжности для участников сделки: сторона-продавец товара имеет от банка гарантии в получении денег, а сторона-покупатель даёт добро на выплату денег со своего аккредитива лишь после фактического получения товара. Это и возможность совершения операций с партнёрами во многих странах мира, при этом минимизируются сложности, которые непременно возникли бы при наличных сделках с зарубежными продавцами или покупателями. И это лишь основные преимущества, число второстепенных позитивных моментов использования аккредитива значительно больше.

Видов сделок, при которых могут быть использованы расчёты с помощью аккредитивов, весьма немалое количество. Соответственно, существуют и разнообразные виды аккредитивов. Назовём лишь некоторые из них:

  • импортный аккредитив – открывается импортёром в пользу экспортёра в качестве гарантии оплаты импортируемого товара;
  • экспортный аккредитив – в свою очередь, открывается экспортёром в пользу импортёра;
  • депонированный (покрытый) аккредитив – банком-эмитентом сумма аккредитива перечисляется в распоряжение банка-исполнителя на весь срок действия данного обязательства;
  • гарантированный (непокрытый) аккредитив – наиболее распространённый вид аккредитивов, при котором банк-эмитент даёт банку-исполнителю право списывать с корреспондентского счёта деньги в пределах суммы аккредитива или же вести переговоры о специальных условиях возмещения средств, выплаченных бенефициарию;
  • аккредитив «с красной оговоркой» – банк-эмитент предоставляет банку-исполнителю полномочия для осуществления авансового платежа на сумму, указанную в аккредитиве, ещё до предоставления одной из сторон сделки торговых документов;
  • подтверждённый аккредитив – банк-исполнитель берёт на себя обязательства по выплате суммы аккредитива вне зависимости от поступления средств на данный момент времени;
  • аккредитив с отсрочкой платежа – представляет уже некий вариант товарного кредита, при котором платёж за товар поступает в оговоренный срок, достаточный для получения выручки от реализации товара.

Александр Бабицкий