Учетная политика: методы контроля

учетная политикаКаждая организация, вне зависимости от формы собственности и типа хозяйственной деятельности, не может обойтись без ведения бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет – один из наиболее полных и эффективных видов контроля за деятельностью предприятия, «поставщик» информации о его финансовом здоровье и возможностях. Являясь, в принципе, в значительной мере урегулированной структурой, бухгалтерский учет допускает вариативность в целях упрощения ведения бухгалтерии или же повышения уровня удобства и полноты внесения необходимых сведений. Учетная политика – в какой мере она позволяет «настраивать» бухгалтерию под нужды предприятия?

Аполитичная политика

Учетная политика предприятия – ничто иное, как совокупность средств и методов ведения бухгалтерского учета. Специалисты выделяют четыре типа, структурных элемента учетной политики: первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка, а также итоговое обобщение фактов деятельности предприятия. Каждый из данных элементов является обособленным, однако, в то же время, в сфере учетной политики наблюдается определенная системность: ни один элемент структуры бухгалтерского учета не может существовать в отрыве от других.

Список нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет и формы учетной политики предприятия невелик. В него входит Положение по бухгалтерскому учету, Налоговый кодекс РФ, ФЗ «О бухгалтерском учете», а также некоторые более мелкие и, в какой-то мере, дидактические специализированные нормативы. Кроме того, к источникам учетной политики организации можно отнести – с некоторыми, впрочем, допущениями, - также и локальные нормативные акты, приказы по предприятиям, должностные инструкции и прочие внутриорганизационные документы.

В нормативных документах – прежде всего, в Положении по бухгалтерскому учету, - закреплен ряд принципов и требований к учетной политике организации. Совокупность данных требований гарантирует в известной мере единообразное ведение учетной политики, унификацию форм бухгалтерского учета. Кроме того, соблюдение данных норм необходимо для адекватной законодательной легализации деятельности предприятия, введение его в «законное» русло.

К подобным требованиям относится, к примеру, требование полноты, в соответствии с которым бухгалтер должен отражать все хозяйственные операции предприятия в полном объеме. Также существует требование своевременности, то есть обязательности своевременного отражения фактов проведения хозяйственной операции в отчетных документах. Интересен тот факт, что одно из требований, сформулированных Положением по бухгалтерскому учету, вступает в конфликт с федеральным законодательством. Требование приоритета содержания над формой обязывает лицо, ответственное за бухгалтерский учет, отражать в отчетных документах все хозяйственные операции, вне зависимости от формы и наличия юридического их оформления. В то же время, в соответствии с федеральным законом, хозяйственные операции предприятия должны быть оформлены в установленной законом юридической форме, бухгалтерский учет осуществляется лишь на основе данных документов. Как результат – данное положение ПБУ не применяется в силу того, что федеральный закон имеет большую юридическую силу.

Вариативность и единство

Спектр вариативных вопросов учетной политики достаточно широк: дифференциация проводится по способу ведения данного учета, структуре, форме учета, типу проведения инвентаризации предприятия и тому подобное. Данное разделение преследует, по сути, одну цель – предоставление возможности «тонкой настройки» бухгалтерского учета под нужды и способы ведения деятельности каждого конкретного предприятия. По сути, ПБУ и ФЗ «О бухгалтерском учете» предоставляет учетным службам предприятий довольно обширные просторы для кастомизации учетной политики.

К примеру, вести учет вправе единолично руководитель предприятия, специализированное структурное подразделение организации, отдельный бухгалтер, а также специфические аутсорсинговые компании, предоставляющие услуги по внешнему ведению бухгалтерии. Также организация вправе выбирать, пользоваться ли унифицированными формами документов при осуществлении своей деятельности или же, напротив, основываясь на общих требованиях разработать собственную документационную базу.

Кроме чисто организационных моментов, бухгалтерское законодательство предоставляет возможность разработать индивидуальный план учета. К примеру, закон позволяет выбирать из шести форм оценки приобретаемых товаров, тип учета материальных ценностей и тому подобное. По сути, подобные оговорки значительно «облегчают жизнь» бухгалтерским службам небольших или компаний, упрощая их учетную политику.

На сегодняшний день наиболее важным документом, определяющим возможности по кастомизации учетной политики предприятия, является Положение по бухгалтерскому учету 2008 года. Это третья инкарнация данного документа, дополненная некоторыми пунктами и положениями. Анализируя нынешнее состояние дел в российском бухучете, можно с уверенностью сказать, что в ближайшие годы крупных изменений нормативной базы учетной политики организаций не предвидится.

Максим Кузнецов