Распределение дивидендного дохода

Распределение дивидендного доходаПолучение дохода это, безусловно, очень сложное и ответственное занятие, которому и подчинена вся экономическая деятельность человечества. Однако по мере развития экономических отношений, средств производства и прочих благ прогресса сохранение полученного дохода, а в идеале и приумножение его, становится не менее значимой задачей, нежели его получение. Такой вид дохода, как дивидендный, имеет ряд особенностей распределения.

Без дивидендной политики никуда

Если быть строгим с точки зрения финансовой терминологии, то понятие «дивидендный доход» является тавтологией. Потому что дивиденд сам по себе означает полученный акционером какого-либо акционерного общества доход согласно его доле в уставном капитале компании пропорционально количеству принадлежащих ему акций. Однако говорить отдельно о распределении именно дохода в виде дивидендов, или дивидендного дохода, все же уместно, потому что здесь начинается такая специфическая финансовая сфера, как дивидендная политика.

Но перед рассмотрением дивидендной политики необходимо обозначить основные, общие принципы распределения доходов той или иной компании. Глобальных принципа два - это сохранение полученной прибыли (прежде всего, от пагубного воздействия инфляционных процессов) и ее возможное приумножение в будущем. Если же рассматривать более детально, по направлениям, то чаще всего говорят о таких принципах распределения доходов, как:

  • получение прибыли непосредственными собственниками компании,
  • выплата заработной платы и обеспечение социальной защиты рабочего персонала,
  • вложение средств в капитализацию компании для стратегического развития акционерного общества,
  • создание страховочного резервного фонда.

Когда же речь идет о доходе в виде дивидендов и о необходимости распределения такого дохода, то неизбежно возникает понятие дивидендной политики. Дивидендная политика и означает те меры и те цели, которые принимаются в расчет при распределении дивидендного дохода. Именно соотношение приоритетов дивидендной и инвестиционной политики (инвестиционная политика представляет собой комплекс финансово-юридических действий, направленных на максимально эффективное и надежное вложение средств компании) и определяет во многом лицо акционерного общества.

Нелегкий выбор: синица в руках или журавль в небе

Экономическая теория и практика может показаться непонятной, сложной и запутанной сильнее алхимических формул лишь на первый взгляд. В действительности же за большинством таких сложных для произношения определений и терминов скрываются вполне обычные и привычные понятия и принципы. Применительно к распределению дивидендного дохода это означает, что акционерное общество может руководствоваться одним из двух принципов. Первый представляет собой ситуацию, когда получаемая компанией прибыль равномерно, в оговоренные уставными документами компании сроки распределяется между всеми акционерами. В перерасчете на одну акцию это получаются весьма и весьма незначительные суммы, так что акционеры не получают каких-то больших доходов, но в итоге таким образом вся прибыль изымается из непосредственной деловой деятельности компании и уходит в карман акционеров. Чаще всего этот вариант стратегии находит применение либо в тех случаях, когда акционеры стремятся минимизировать риски и получить хоть какую-то, но наличествующую выгоду (обычно это касается компаний с рискованной и нестабильной сферой деятельности, в которой условия могут кардинально поменяться), либо тогда, когда компания нуждается в привлечении новых акционеров и для демонстрации привлекательности покупки своих ценных бумаг должна представить их доходность, пусть и не слишком значительную.

Второй принцип распределения дивидендного дохода представляет собой расчет на длительную перспективу в надежде получить несоизмеримо большие доходы, чем уже имеющиеся. При этом варианте дивиденды выплачиваются непосредственно акционерам, так сказать, по остаточному принципу. Основная же задача видится в том, чтобы таким образом вложить заработанные деньги, чтобы не только удержать компанию на плаву, но и благодаря этому в перспективе обеспечить себе сверхприбыли.

И в этом плане сначала доходы компании направляются на обеспечение стабильного положения в настоящем и развития в будущем. Расходные статьи могут быть следующими:

  • развитие и расширение основного профиля компании;
  • анализ рынка, концептуальная разработка и практическая реализация новых направлений деятельности;
  • создание сильного резервного фонда;
  • погашение кредитов и займов;
  • развитие социального направления и формирование имиджа компании за счет благотворительности;
  • повышение мотивации работников и персонала различных уровней с помощью увеличения гонораров, и так далее и тому подобное.

И только если после всех этих и подобных расходов от доходов еще что-то остается, то эти деньги тратятся на распределение в виде дивидендов между акционерами.

Александр Бабицкий