Финансовый план предприятия: прогноз на будущее

Финансовый план предприятия: прогноз на будущееВ условиях современной экономики финансовый план предприятия разрабатывается для того, чтобы эффективно использовать прибыль, остающуюся после уплаты всех налогов и сборов. Он позволяет обозначить ряд экономических задач, которые данному предприятию предстоит решить в ближайшем будущем. У финансовых планов могут быть совершенно разные временные рамки: существует практика составления поквартальных и годовых финансовых планов, а в отдельных случаях они растягиваются даже на несколько лет.

Финансовый план предприятия отражает и объемы привлечения капитала, в том числе приобретение кредитов или привлечение дополнительных финансовых ресурсов за счет эмиссии акций. Он помогает наиболее точно рассчитать объемы необходимых инвестиций. Путем сравнения запланированных показателей с фактическими результатами деятельности предприятия можно проводить бюджетный контроль, в ходе которого анализируются причины всех выявленных отклонений и недостатков. Бюджетный контроль позволяет не только дать оценку масштабам деятельности предприятия, но и оценить реалистичность его финансового плана. Нередки случаи, когда в планы заносятся поистине фантастические показатели, достичь которых на практике оказывается просто невозможно.

Виды финансовых планов

Существует три основных типа финансовых планов предприятия - оперативный, текущий и перспективный. Каждый из них связан с определенным промежутком времени.

Оперативный план, как правило, рассчитан на один квартал. По сути, он представляет собой платежный календарь - подробный финансовый документ, в котором отражен оперативный денежный оборот предприятия. Движение денежных средств в нем представлено по поступлению и использованию на расчетных, текущих, валютных и ссудных счетах. По данным оперативного финансового плана предприятия можно судить о его платежеспособности и состоянии собственных средств, что имеет большое значение при необходимости привлечь банковский или коммерческий кредит.

Текущий финансовый план базируется на таких пунктах, как годовой баланс доходов и расходов, сметы образования и расходования фондов денежных средств, в том числе фонда оплаты труда, фонда средств, направляемых на развитие и совершенствование производства, фонда средств, направляемых на социальные нужды, а также резервных и других фондов. Он составляется сроком на один год.

И, наконец, перспективный финансовый план, который традиционно ассоциируется с коммерческой тайной предприятия, охватывает пять лет. В нем учитываются важнейшие показатели, темпы и пропорции расширенного воспроизводства. Собственно, посредством перспективного финансового плана и формулируются глобальные цели и задачи предприятия.

Из чего состоит финансовый план

Обычно в финансовый план предприятия входят три основных раздела: баланс доходов и расходов, расчет потребности в собственных оборотных средствах и плановый расчет прибыли. При этом к расчету потребности в собственных оборотных средствах прилагается определение источников ее покрытия, а плановый расчет прибыли включает и ее распределение.

При расчете соотношения между ожидаемыми доходами и расходами особое внимание уделяется проверке синхронности поступления тех и других, поскольку они имеют непосредственное отношение к ликвидности предприятия. Например, если у предприятия появится дебиторская задолженность, то поддержание ликвидности потребует определенных денежных впрыскиваний.

Предполагаемые доходы и затраты в финансовом плане предприятия учитываются с помощью таких показателей, как доходы от продаж товаров, издержки производства, суммарная прибыль от продаж, общепроизводственные расходы и чистая прибыль.

Финансовый план может являться составной частью более фундаментальных планов экономического и социального развития предприятия. А на его основе разрабатываются более локальные планы - например, расчеты себестоимости продукции, планы использования материальных ресурсов и так далее. И по большому счету, он является своеобразным отражением результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и его взаимоотношений с различными структурами.

Светлана Усанкова