Пабло Эмилио Эскобар – забытый кошмар или живая легенда?

Пабло Эмилио Эскобар Феномен одного из самых богатых преступников мира - колумбийского наркобарона Пабло Эскобара - наверное, непостижим. Ответственный за создание кокаиновой империи в Карибском бассейне, множество серьезных терактов и жестоких казней, Пабло Эмилио Эскобар у многих колумбийских крестьян старшего поколения до сих пор вызывает уважение. Словно британский Робин Гуд, на вырученные от незаконной деятельности деньги он строил для них новые дома, расплачивался с долгами и помогал выучить детей.

Кокаиновая дорога к власти и богатству

В 1989 году Forbes внес Эскобара в семерку богатейших людей планеты, оценив его совокупное состояние в 25 миллиардов долларов. Империя (или представление о ней) росла, как на дрожжах - уже в начале девяностых Пабло Эмилио приписывали владение 47 миллиардами долларов. Между тем, начинал колумбиец, родившийся в 1949 году в многодетной семье бедного крестьянина и учительницы начальных классов, с обычного мародерства - кражи надгробий. Первые крупные деньги - 100 тысяч долларов - он заработал в Медельине, в 21 год, на угонах автомобилей и похищении чиновников. А в 22, войдя в свиту контрабандиста-мультимиллионера Альваро Прието, благодаря преданности и лукавству накопил уже миллион. С 1975 года Эскобар занялся кокаиновым бизнесом.

По воспоминаниям его брата и личного помощника, Роберто, написавшего книгу «История бухгалтера», в лучшие времена денег у Эскобара было столько, что положить их в банк не позволяли лимиты счетов, и все состояние наркобарона пылилось стопкой «кирпичей» на медельинских складах. Периодически его грызли крысы, и бедному Роберто ежегодно приходилось списывать со счетов Эскобара около 10%. А суммы были не маленькие. Ведь, по словам автора книги, в пору расцвета ежедневные поставки кокаина в США измерялись тоннами и приносили около полумиллиарда долларов прибыли. На чем все держалось?

Безнаказанности в кокаиновом мире Пабло Эскобар добился подкупом. Если сила денег не срабатывала, в ход шла непомерная жестокость. Причем, просто выпустить пулю в лоб – для Эскобара было слишком незамысловато. Среди его самых изощренных пыток значились сверление коленей и поочередное отпиливание частей тела. Любой, кто вставал на пути Эскобара, неминуемо обрекал на опасность не только себя, но и членов своей семьи. К 1976 году Эскобар контролировал почти весь наркотрафик Колумбии, а в 1977 году возглавил знаменитый Медельинский кокаиновый картель, основанный с двумя другими крупными наркобаронами. За два года предприятие стало контролировать около 80% кокаиновой индустрии США.

За легализацию наркотиков Эскобар предлагал выплатить внешний долг Колумбии

В статье лондонского The Independent бизнес-схема, озвученная самим Эскобаром, выглядела довольно просто: «Вы даете взятку здесь, даете там - а потом ищете дружественного «банкира», который поможет вам вернуть свои деньги обратно». Однако, повышенное внимание к его бизнесу со стороны полиции было неизбежно. Чтобы раз и навсегда решить проблемы с законом, Пабло Эскобар в начале восьмидесятых решил просто его изменить. В 1982 году он баллотировался на выборах в колумбийский Конгресс и прошел на должность заместителя конгрессменов. Позднее Пабло Эскобар включился и в президентскую гонку. Закончил его карьеру во власти министр юстиции Родриго Лара Бония, благодаря которому о прошлом нового кандидата узнала не только Колумбия, но и весь мир. Из-за Бония в 1984 году Эскобара исключили из Конгресса. Вскоре политик был зверски расстрелян на заднем сидении своего Мерседеса.

В 1986 году Пабло Эскобар решил «реабилитироваться», предложив правительству выплатить 10 миллиардов долларов внешнего долга Колумбии за легализацию выращивания коки. Заманчивое предложение пришлось отклонить. Власти США пообещали ввести в Колумбию войска сразу после принятии законопроекта. На Медельинском картеле в общей сложности лежало около 25-26 тысяч жестоких убийств, в том числе около 600 сотрудников правоохранительных органов. Некоторых казнил сам Эскобар. Поэтому экстрадиция в США ему казалась неизбежной, но больше всего наркобарон боялся не за себя, а за своих детей и жену, и перевозил их с места на место каждые два дня.

Закат «империи из крови и огня»

В начале девяностых, устав скрываться, он сам построил для себя тюрьму «Ла Катедраль», больше походившую на виллу - с бассейном, джакузи, танцполом, охраной и собственным футбольным полем. «Тюремная сказка» закончилась побегом в 1992 году: президент приказал перевести его в обычную колумбийскую камеру. Вскоре на империю Эскобара обрушился и народный гнев - представители организации «Лос Пепес», объединявшей людей, пострадавших от его деятельности, «отыгрывались» на родственниках и подчиненных наркобарона. В декабре 1993 года находящегося в бегах преступника после долгого телефонного разговора с сыном засекла полиция. Его застрелили на крыше одного из медельинских зданий. Но слухи о том, что полицией был уничтожен не сам Пабло Эмилио Эскобар, а его двойник, еще долгое время питали многочисленные публикации в СМИ, кинофильмы и даже компьютерные игры.

Ксения Жарчинская