Морозовы: как создать промышленную империю

Морозовы: как создать промышленную империю «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда», - писала Анна Ахматова. Но оказывается, из сора растут не только стихи, но и цветы, деревья и… промышленные и финансовые империи. Тот сор, в котором зреет зерно, согревает, питает и способствует бурному росту. Собственно говоря, это даже не сор, это - почва, на которой умелый садовник выращивает все, что ему угодно, даже денежное дерево.

Династия промышленников Морозовых - ярчайший пример того, как на пустом месте можно создать промышленную империю, обладая лишь упорством в целедостижении и работоспособностью. Жизнь основателя династии, Саввы Васильевича Морозова (1770-1862 гг.), является настоящей иллюстрацией к выражению «из грязи - в князи».

Савва Васильевич начинал со «скромной должности» крепостного помещика Н.Г.Рюмина. Был пастухом, извозчиком и наемным ткачом на фабрике Кононова. В 1797 г. он стал владельцем собственного шелкоткацкого заведения. «Владелец собственного заведения» - это звучит гордо. На самом деле это означает, что вся семья Морозовых - Савва Васильевич, его жена Ульяна (дочь красильного мастера, на приданое которой - аж целых 5 золотых рублей! - и было открыто заведение), четыре их сына (Елисей, Захар, Абрам, Иван и Тимофей) гнули спину над станками. Каждый день Савва Васильевич пешком отправлялся в Москву, где и сбывал готовый продукт.

Но фантастическая работоспособность семейства принесла плоды: в 1820 г. они выкупились из крепостной зависимости, причем стоило это 17000 рублей - огромная сумма!

На этом Морозовы и не думали останавливаться. В 1823 г. Савва Васильевич купил у Рюмина, своего бывшего хозяина, земли в местечке Никольском, где и была позже основана знаменитая Никольская мануфактура. В 1825 г. была основана московская фабрика - менее чем через 20 лет она насчитывала уже 11 строений. В 1830 г. открывается фабрика в Богородске, которая впоследствии стала Богородско-Глуховской мануфактурой. В 1847 г. в Никольском была построена крупнейшая в России бумагопрядильная фабрика.

Начав жизнь крепостным, Савва Васильевич умер купцом первой гильдии, а сыновьям оставил не дряхлую избушку, а фабрики и весьма солидный капитал.

Подобные истории были не так уж редки в послепетровской России. К примеру, знаменитые магнаты Демидовы, которые в свое время владели чуть не всем Уралом, с царями за ручку здоровались, а начинали - в кузне, сами молотом махали. Но есть и существенная разница: Демидовская империя развалилась, так как наследники не особенно рвались продолжать дело основателей, им больше по вкусу была светская жизнь. От могущественных «железных» олигархов осталась не очень-то добрая народная память, да Невьянская башня, покосившаяся, как говорят, за грехи Демидовых. Не то - Морозовы.

Наследники бывшего крепостного продолжали строить фабрики и мануфактуры, модернизировали производство, осваивали новые технологии. Савва Васильевич образования не получил, выучился только ремеслу, но уже внуки его имели минимум по одному университетскому диплому, учились в лучших учебных заведениях Европы.

Особенным рвением к делу отличался Тимофей Саввич, младший сын основателя династии. Он с 1850 г. был главным распорядителем основного капитала Саввы Васильевича - патриарх оценил необычайные таланты сына. Тимофей Саввич обладал не только бьющей через край энергией, но и необычайным деловым чутьем. Как хорошая охотничья собака чует дичь, так и Тимофей Саввич чуял, где лежат деньги. Он даже занимался производством хлопка для своих предприятий: скупал земли в Средней Азии, где выращивался хлопок.

Но флагманом российского купечества Морозовых делает не сказочная судьба Саввы Васильевича, и даже не деловая хватка Тимофея Саввича, а иные качества этой семьи.

Морозовы строили не только фабрики, но и дома для рабочих, школы, ясли, больницы, богадельни и даже футбольные стадионы.

Вдова Абрама Абрамовича Морозова (внука Саввы Васильевича, 1839-1882 гг.), Варвара Алексеевна, построила туберкулезный санаторий в Гаграх и Народный театр. Викула Елисеевич Морозов (1829-1894 гг.) построил даже единственную в России легальную старообрядческую школу (Морозовы были из староверов).

Тимофей Саввич учреждал стипендии при Императорском техническом училище, что давало возможность русским инженерам продолжать учебу за границей. Он обеспечивал таких инженеров и работой - на своих предприятиях.

Сын Тимофея Саввича, Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905 гг.) - наиболее известный представитель династии. Прославился он отнюдь не мануфактурным бизнесом (хотя занимался им с усердием), а меценатством. Савва Тимофеевич был одним из создателей МХАТа, его друзьями были Станиславский, Немирович-Данченко, Максим Горький.

Сергей Саввич Морозов (1860-1944 гг.), младший сын Саввы Тимофеевича, был спонсором Строгановского училища, одним из учредителей Музея изящных искусств на Волхонке (теперь - музей им. А.С.Пушкина). Он создал Кустарный музей, помогал художникам Поленову и Серову.

Не будь Морозовых, Россия обеднела бы не только на ткацкие производства, но и на театры, музеи, знаменитые чарующие полотна. До начала ХХ века насчитывалось пять поколений этой династии, 250 человек, и почти все они с той или иной долей рвения продолжали традиции, заложенные основателем рода. Их отличало трудолюбие, целеустремленность, несомненная успешность и благотворительность. Причем, благотворительность Морозовых была не подачкой нищему на паперти, но глобальной заботой о культурной судьбе государства.

Морозовым нужно ставить памятники, называть их именами улицы - пусть народ знает своих подлинных героев. Но пока ничего подобного нет. Пусть хотя бы эта статья станет хоть маленьким, но памятником великой династии - небольшим карандашным наброском, смутным портретом Морозовых.

София ВАРГАН