Как узнать свою кредитную историю – финансовое «досье»

как узнать свою кредитную историюЗнание собственной кредитной истории в наше время стало насущной необходимостью для многих. Современная экономическая система такова, что многие используют для тех или иных целей заёмные средства, берут кредит. Получение кредита в решающей степени сегодня зависит от кредитной истории. Если человек в курсе, как узнать свою кредитную историю, он может составить объективное представление о своих шансах на получение кредита. А это уже значительная часть пути к достижению главной цели.

Куда обращаться

Нередко потенциальные заёмщики пытаются получить сведения о своей кредитной истории непосредственно в том банке, где они хотят получить кредит или в котором им уже отказано в его предоставлении. Эти попытки обречены на неудачу: банки лишь пользуются сведениями из кредитных историй, самих этих документов они не имеют и не могут ими распоряжаться. Согласно Федеральному закону «О кредитных историях», формирование, хранение и все прочие операции с кредитными историями осуществляют специально для этого созданные коммерческие организации - бюро кредитных историй.

Первоначально деятельность бюро кредитных историй ограничивалась собственно сбором информации, необходимой для формирования кредитных историй, и её хранением. В настоящее время круг их функций расширяется и они приобретают всё более аналитический характер. Однако непосредственно для потенциального заёмщика важна основная деятельность бюро - то есть предоставление данных о его кредитной истории. Эти сведения бюро предоставляет пользователям кредитных историй (то есть банкам), Центральному каталогу кредитных историй, в случае необходимости - следственным и судебным органам. Но в первую очередь законное право ознакомиться с кредитной историей имеет её субъект, о действиях которого по погашению кредитов и собрана информация.

Зачем обращаться

Знание собственной кредитной истории есть не досужее любопытство, а необходимость, от которой во многом зависит финансовая состоятельность того или иного человека. Кредитная история формируется теми банковскими структурами, в которых человек получает, обслуживает и погашает кредит. Банк предоставляет сведения в бюро, где и формируется кредитная история - положительная или отрицательная. Следовательно, положительная кредитная история многократно увеличивает вероятность получения новых кредитов, отрицательная - уменьшает её вплоть до категорических отказов в займе.

Но сведения, предоставленные банком, могут быть либо ошибочными, либо намеренно искажёнными по тем или иным причинам. Если человек не контролирует состояние своей кредитной истории, он просто не знает, почему банки отказывают ему в кредитах. При этом он может все прежние займы возвращать в срок и с соблюдением всех условий. Обнаружить несоответствие представленных в кредитной истории данных реальности и предпринять необходимые действия по их исправлению - одно из основных средств стабилизации собственного финансового положения.

Как обращаться

Процедура получения сведений о своей кредитной истории состоит из следующих действий. Во-первых, можно лично явиться в ближайшее бюро кредитных историй, о наличии которых в том или ином городе можно узнать в Интернете. В этом случае при себе нужно иметь паспорт и написать письменное заявление с просьбой предоставить данные из своей кредитной истории. После этого запроса сведения должны быть предоставлены в течение двух недель. По закону, раз в год каждый человек имеет право бесплатно ознакомиться с кредитной историей. Дополнительные обращения в течение календарного года относятся к категории платных услуг.

Второй вариант узнать свою кредитную историю - обратиться с дистанционным, письменным или электронным, через сайт Центробанка, запросом в Центральный каталог кредитных историй. При этом вместе со своими паспортными данными и заявлением человек должен предоставить и индивидуальный цифровой код кредитного договора, присуждаемый при его заключении. Зачастую люди не знают этого цифрового кода, так как банковские служащие при оформлении договора не акцентируют внимание клиентов на важности данной информации. Поэтому затем в случае необходимости придётся дополнительно и на платной основе узнавать эти сведения в банке.

Александр Бабицкий