Москва как международный финансовый центр

Москва как международный финансовый центр Похоже, список национальных русских забав - купание в проруби, кулачные бои «стенка на стенку», употребление первого стакана водки без закуски - необходимо расширить и включить в него забаву под названием «догнать и перегнать остальной мир». Если раньше требовалось догонять и перегонять по количеству и качеству вооружений, то теперь устами столичного градоначальника Юрия Лужкова сформулирована новая задача: превращения Москвы в международный финансовый центр глобального уровня.

Но прежде чем разобраться, к какому на этот раз светлому будущему нас зовут, давайте определимся, что входит в понятие международного финансового центра. Таковыми считаются города, сочетающие в себе комплекс банковских и специализированных кредитно-финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, финансовые и кредитные операции, сделки с золотом и различными ценными бумагами. По состоянию на сегодняшний день общепризнанными в мировом масштабе финансовыми центрами являются старый проверенный швейцарский Цюрих, представители динамично развивающегося азиатского региона Сингапур и Гонконг, Нью-Йорк (куда же без него?), и, наконец, на заслуженном и почётном первом месте Лондон с его вековыми традициями банкиров из Сити.

Тем любопытнее стремление московских властей соперничать с этими краеугольными камнями мировой финансовой системы в свете того обстоятельства, что не так давно российская столица успешно выбыла из рейтинга 50 самых значительных и крупных финансовых центров планеты. Но Ю.М. Лужкова это обстоятельство не смущает - ещё в 2008 году он озвучил задачу превращения Москвы в один из главных мировых центров деловой жизни. Первоначально ставились едва ли не заоблачные ориентиры: к 2020 году войти в число ведущих финансовых центров. Летом 2008-го эту смелую инициативу осторожно поддержал президент Медведев, но тут, как назло и как всегда некстати, разразился кризис. Уже в сентябре прошлого года планы финансового преображения столицы были передвинуты на 2025 год, а в феврале 2009-го тон правительственных высказываний по этому вопросу стал очень осмотрительным. Теперь уже цель ставится не потеснить всякие Цюрихи с Нью-Йорками, а быть в ближайшие несколько лет в состоянии выдержать конкуренцию с такими центрами «второго эшелона», как Шанхай и Мумбай.

Однако даже с такими урезанными амбициями задача всё равно является сверхсложной. Ведь, по словам Лужкова, для её решения, помимо уже вложенных в строительство ультрасовременного комплекса Москва-Сити средств, потребуется никак не меньше 5 триллионов рублей. Эти деньги должны пойти не только на решение традиционной головной боли по поводу транспортных бед столицы (строительство новых станций метрополитена, расширение и модернизация существующих автодорог и строительство новых, возведение аэропортов, соответствующих современным мировым стандартам). Нужно ещё решать вопросы по упрощению процедуры въезда и пребывания в Москве - если кто не в курсе, регистрацию для иногородних в городе-герое ещё никто не отменял.

Хватает вопросов и собственно по части состояния российской и московской финансовой системы, без оптимального функционирования которой говорить о привлечении зарубежных инвесторов наивно. Во-первых строках нужно сказать о том, что в нашей стране до сих пор отсутствует как таковой широкий слой частных инвесторов, без которого устойчивая национальная финансовая система попросту невозможна. Представители среднего класса не спешат вкладывать свои деньги в отечественную экономику не потому, что этих денег у них нет (хотя сейчас, в условиях кризиса, денег этих, спору нет, стало поменьше), а по той причине, что они банально не знают, как это делается. Нет в России института независимых инвестиционных консультантов, которые бы давали населению квалифицированные советы, куда надёжнее вкладывать свои кровные. А те из инвесторов, которые всё-таки решаются выйти на рынок самостоятельно, ничем не защищены от случаев мошенничества и непрофессионального распоряжения чужими деньгами.

Мягко говоря, не добавляет оптимизма и то обстоятельство, что в правительстве нет единого мнения о том, как же добиваться оптимизации финансовой системы. По оценкам экспертов, привлечения в Москву иностранных инвесторов можно добиться за счёт налоговых послаблений (снижение налогов на прибыль от операций с ценными бумагами, на дивиденды и проценты от финансирования), а также путём слияния основных биржевых площадок. Однако против этих шагов, сторонником которых является Министерство экономического развития, пока выступают Министерство финансов и Банк России.

Прибавьте сюда ещё необходимость принятия целого ряда законов, разрешающих активную деятельность на российском фондовом и финансовом рынке иностранных инвесторов (закон о биржах и организации торгов, закон об обеспечении допуска иностранных бумаг к размещению и обращению в России, закон об ипотечных ценных бумагах, закон о создании специального суда в структуре арбитражных судов и закон о клиринге и клиринговой деятельности). И тогда станет понятно, насколько нелёгким будет дело по превращению Москвы в международный финансовый центр. Впрочем, специалисты сходятся во мнении, что при наличии твёрдого решения государственной власти российская столица может уверенно войти в десятку мировых центров, а уж стать региональным маяком финансовой жизни ей на роду написано. Так что, как говорится, было бы желание.

Александр Бабицкий