Торговая сеть «Пятёрочка»

торговая сеть ПятёрочкаДесятилетие стабильности и поступательного развития, продлившееся в российской экономике «от кризиса до кризиса», то есть с 1998 по 2008 годы, характерно, в частности, тем, что за это время появилось множество торговых сетей. Торговые сети открывались во всех отраслях торговли, начиная от продаж одежды до продаж бытовой техники. Однако наиболее масштабные изменения, как и следовало ожидать, были отмечены в сфере наиболее востребованных товаров, в торговле продовольствием. Одной из крупнейших торговых сетей за достаточно короткое время стала сеть «Пятёрочка».

История торговой сети «Пятёрочка»

Сеть «Пятёрочка» была основана Андреем Рогачёвым, одним из совладельцев компании «ЛЭК», в начале 1999 года. Вернее, тогда в Санкт-Петербурге был открыт лишь первый магазин, однако в течение года образование сети не заставило себя долго ждать: к январю 2000-го в Северной столице насчитывалось уже 17 магазинов под названием «Пятёрочка». За тот же самый 2000 год сеть продолжала активно развиваться и утроила свой годовой оборот, составивший в итоге около 110 миллионов долларов. С такими темпами развития не за горами был и выход на рынок самой настоящей столицы и в середине 2001 года первый торговый объект «Пятёрочка» действительно появился на московском рынке.

Продвижение «Пятёрочки» вперёд шло такими темпами, что уже по итогам 2002 года сеть вошла в число лидеров по всей стране, увеличила свой годовой оборот до 430 миллионов долларов и насчитывала уже полторы сотни магазинов-дискаунтеров. В дальнейшем торговая сеть продолжала активно завоёвывать российский рынок: за 2003 год годовой оборот составил уже почти миллиард долларов при 260 магазинах. В 2004 году через сеть, насчитывающую 440 магазинов, прошло уже 1,6 миллиардов долларов, при этом компания вышла на международное экономическое пространство, начав деятельность в Казахстане и Украине. 2005 год стал кульминацией самостоятельного и одиночного плавания торговой сети «Пятёрочка» по бурным волнам рынка постсоветского пространства: торговый оборот за год превысил 2 миллиарда долларов, число покупателей превысило 200 миллионов человек, а акции торговой сети были успешно размещены на одной из самых престижных биржевых площадок мира, Лондонской фондовой бирже.

Торговая сеть «Пятёрочка»: современное положение дел

Таким образом, уже был фактически достигнут потолок деятельности и для последующего развития нужно было административное, маркетинговое, управленческое расширение, которое и последовало в мае 2006 года, когда компания Pyaterochka Holding N. V. поглотила холдинг Perekrestok Holdings Limited, владевший сетью продовольственных супермаркетов «Перекрёсток». В результате этого была образована компания X5 Retail Group. Учитывая то, что годовой оборот сети «Перекрёсток» составлял к тому моменту примерно 1 миллиард долларов, это слияние привело к тому, что X5 Retail Group стала крупнейшей продовольственной торговой сетью в России. Это способствовало укреплению позиций компании в целом и «Пятёрочки» в частности. Так, по итогам 2008 года оборот торговой сети составил 4,5 миллиарда долларов, а количество магазинов приблизилось к тысяче.

Мировой финансово-экономический кризис, конечно, сказался на позициях «Пятёрочки», на её доходах и на темпах развития, однако негативное воздействие оказалось куда меньшим, чем в других сферах торговли. Что, конечно, имеет простое логическое объяснение – хоть во время кризиса люди и станут экономнее расходовать личные средства, однако продукты питания они будут покупать в любом случае, в отличие от современной бытовой техники или дорогой одежды, приобретение которой могут отложить до лучших времён. К концу первого квартала 2010 года число собственных магазинов торговой сети «Пятёрочка» насчитывало 1063, к тому же около 550 магазинов по всей стране используют её франшизу.

Согласно финансовому отчёту компании, за этот же первый квартал текущего года чистая прибыль торговой сети, за вычетом всех сопутствующих расходов, себестоимости товаров, установленных налогов и сборов, составила 8 миллионов 700 тысяч рублей, почти 1 миллион 700 тысяч рублей превышает аналогичный показатель первого квартала прошлого года. В этих условиях стабильности руководство торговой сети заявило, что до начала 2011 года число магазинов под вывеской «Пятёрочка» по всей стране увеличится примерно на 250.

Александр Бабицкий