Современные пираты: негодяи без страха и упрека

современные пиратыВы думаете, что пираты - это такие морские рыцари, которые под «Веселым Роджером» бороздят воды Мирового океана? «Летучий Голландец»? Ну, или, в крайнем случае, авантюрист Джек Воробей? Вы не боитесь разочароваться? На заре мореплавания морскими набегами занимались едва ли не все прибрежные племена. Долгое время разбой и грабежи оставались основным родом занятий на море. Даже те, кто вёл размеренный образ жизни торговца, не упускали возможности поживиться легкой добычей: лучшие в купеческом деле финикийцы не гнушались разбоем и похищением людей. 

В отличие от тех пиратов, которые описываются в приключенческих книгах и фильмах, настоящие морские грабители прошлого всегда были беспощадными и жестокими. Никаких христианских заповедей, никакого кодекса чести, благородства и тому подобной чепухи... Деньги, деньги, деньги - доллары, пиастры, фунты или просто драгоценности - то, за что стоит умирать и то, за что стоит убивать. 

4 апреля, во второй половине дня, у берегов Сомали пираты захватили французскую трехмачтовую яхту класса люкс «Le Ponant», которая возвращалась с Сейшельских островов. На борту находились около 30 членов экипажа. Премьер-министр Франции Франсуа Фийон заявил, что Париж надеется на освобождение заложников мирным путем...
Такие инциденты у берегов Сомали происходят довольно часто. Так, за захваченный в начале 2008 года российский буксир «Свитзер Корсаков» пиратам было выплачено около 700 тысяч долларов.

2 июня 2007 года было захвачено датское судно, которое перевозило строительные материалы из Дубая в порт кенийского города Момбаса. В общей сложности моряки провели в плену 83 дня. По сведениям датских СМИ, моряки и корабль были освобождены за выкуп в размере 1,5 миллиона долларов.

Известно, что в 2006 году Южная Корея заплатила более 800 тысяч долларов за освобождение трех рыболовных траулеров, которые были захвачены у берегов Сомали и удерживались три месяца. А одно из наиболее жестоких нападений было совершено в южнокитайских морях на судно «Чеунгсон» в 1999 году. Чтобы попасть на борт корабля, пираты использовали таможенный катер и переоделись в форму таможенников. Завидев их, капитан «Чеунгсона» приказал снизить скорость, подплыл к таможенному судну и позволил пиратам подняться на борт. Первым делом пираты захватили управление кораблем, а потом жестоко убили всех членов экипажа. Тела они выбросили за борт...

Это - не хроника смутного времени и не летопись военных действий. Это - реальность морских путешествий сегодняшнего дня. Пираты... Их больше не поддерживают английские монархи и торговые компании. А им и не надо.

На нашей планете не так уж и много мест, где можно повстречать флибустьеров и они локализуются в тех регионах земного шара, где жизнь человеческая бесценна именно потому, что ничего не стоит. Основные районы пиратского промысла сегодня: Южная Америка и Карибское море (Венесуэла, Бразилия, Колумбия, Гайана, Эквадор, Никарагуа); Южно-Китайское море и Юго-Восточная Азия (Филиппины, Таиланд, Малаккский пролив, Индонезия); Западная Африка (Ангола, Нигерия, Сенегал, Гана); Индийский океан и Восточная Африка (Сомали, Индия, Шри-Ланка, Танзания, Бангладеш). 

У Сомали нет береговой охраны и военно-морского флота с 1991 года, когда полевые командиры свергли долгое время управлявшего страной диктатора Мохаммеда Сиада Барре. Флотом Сомали с тех пор стали пиратские суда.

В 2005 г. были зафиксированы 40 случаев нападений на судна в этом регионе, тогда как в 2004 г. их было всего два. Добычей пиратов становятся пассажиры (ради выкупа) и грузы. Нападениям подвергаются также судна, на которых в Сомали доставляется продовольственная помощь ООН, а также круизные лайнеры.

Нападения обычно осуществляют те хорошо подготовленные и оснащённые сомалийские бандиты, которые обладают опытом участия в гражданской войне в этой стране. В частности, у большинства из них есть быстроходные катера, нередко оборудованные спутниковыми телефонами и навигационной аппаратурой GPS.

Пираты выходят в море, часто за пределы 12-мильной полосы сомалийских территориальных вод, нападают на проходящие суда, грабят или захватывают и требуют выкуп. На вырученные таким способом деньги они покупают оружие.

В «общении» с пиратами есть несколько святых правил:
- не выполнять все условия сразу;
- не разглашать сумму выкупа;
- не рисковать жизнью экипажа.

Ежегодно количество нападений пиратов во всем мире увеличивается на четверть. Но, скорее всего, статистика сознательно занижена, многие случаи наверняка просто не зафиксированы, ведь судовладельческие компании настоятельно рекомендуют экипажам не распространяться о такого рода... хм-м... инцидентах. 

Наталья Руденко