Мегаяхты: мелко плавать – только дно задевать

мегаяхтыМегаяхтами называют огромные роскошные суда, длина которых составляет не менее сорока метров. Это даже уже не столько суда, сколько плавучие особняки, дворцы на воде. Считается, что мегаяхты заводят люди, чье состояние перевалило за отметку в триста миллионов долларов. Мировой финансовый кризис, безусловно, значительно сократил ряды самых богатых людей планеты, но даже по самым скромным подсчетам, их число может достигать пятидесяти тысяч. Примерно столько же мегаяхт теоретически может бороздить волны мирового океана.

Еще в конце девяностых годов XX века к мегаяхтам относили частный водный транспорт протяженностью от двадцати четырех метров. Затем самые продвинутые олигархи устроили негласный конкурс на тему «У кого больше», и, похоже, он будет продолжаться еще очень долго. Ведь всем уже стало понятно, что мегаяхты – это как раз то самый случай, когда размер имеет значение. Все ведущие верфи стараются наладить производство собственных мегаяхт. Для судостроительных компаний это такой же вопрос статуса, как для кутюрье, к примеру, - близость к миру высокой моды. Мегаяхты никогда не выпускаются серийно, их делают по индивидуальным заказам, тщательно оговаривая  с клиентом каждый нюанс. Только на итальянском судостроительном рынке работают более двадцати пяти компаний, специализирующихся на выпуске супер- и мегаяхт. Среди российских производителей стоит назвать известного предпринимателя Романа Троценко и его верфь Timmerman Yacht Ltd. Большинство же самых больших яхт строит Голландия, и, в частности, концерн Koernsvelt Yacht Project.

Вне конкуренции

мегаяхтыСамая большая мегаяхта в мире называется «Эклипс» и  принадлежит Роману Абрамовичу. Он приобрел ее в 2008 году за полмиллиарда долларов. Длина «Эклипс» составляет 167 метров при ширине 21,5 метра. Мегаяхта Абрамовича  оснащена двумя вертолетными площадками, ангаром, четырьмя прогулочными катерами, посыльным судном для гостей, двенадцатиместной субмариной и прочими чудесами техники.

У короля Саудовской Аравии Фауда яхта поменьше – «всего» 147 метров длиной. За нее  Фауд заплатил сто девять миллионов долларов и в сопровождении экипажа из шестидесяти человек регулярно совершает на судне прогулки по Красному морю. Мегаяхта аравийского короля, оборудованная четырьмя установками «Сингер» и системой подводного видеонаблюдения, носит имя его наследника – «Принц Абдул Азиз». Сам Абдул Азиз тоже владеет личным «дворцом на воде», но его размеры немного скромнее: 140 метров в длину.

А «отец всех турок» Кемаль Ататюрк в свое время приобрел у американской миллионерши Эмилии Кадваладер знаменитую яхту Savarona. Знаменита она была прежде всего тем, что оказалась первым детищем верфи Blohm & Voss. Длина мегаяхты Savarona составляет немногим более 124 метров. После смерти Ататюрка она перешла в руки к судовладельцу Кахраману Садикоглу, который создал на ее базе чартерное судно VIP-класса. На борт Savarona в разное время поднимались Сильвестр Сталлоне, Клаудия Шиффер, Роберт де Ниро, Хью Грант и многие другие знаменитости.

Самая дешевая мегаяхта

мегаяхтыЯхта  греческого миллиардера Яниса Латциса Alexander была построена в 1976 году на верфи Flender как круизное судно длиной более 120 метров. В яхту Лацис переоборудовал его сам. На его судне часто гостил британский принц Чарльз – сначала он приезжал с супругой, принцессой Дианой, затем – с новой возлюбленной Камилой Паркер Боулз. Катался на ней в обществе Латциса и бывший король Греции Константин.

А вот мегаяхта Саддама Хусейна Al Mansur, по габаритам такая же, как и у Лациса, была уничтожена в период войны в Ираке. Жаль, потому что она также была одним из уникальнейших частных судов в мире.

Самой дешевой мегаяхтой за всю историю существования плавучих транспортных средств этой категории оказалась моторная яхта Apoise, проданная в марте 2010 года с аукциона за смехотворно низкую для мегаяхт цену в 34 миллиона долларов. Все-таки кризис внес свои коррективы в ценообразование на яхтенном рынке. Низкая цена вовсе не говорила о низком качестве исполнения судна или его плачевном состоянии. Напротив, яхта соответствовала все канонам люкса. Просто бывший владелец Apoise – престарелый магнат Дэйв Ричи уже давно для себя решил, что яхту нужно продавать. Поэтому, когда подвернулся мало-мальски приличный покупатель, он не церемонился. Все-таки принцип – большое дело, когда речь идет о решениях столь важных персон.

Светлана Усанкова