БРИК и PIGS: кто заинтересован в экономическом «свинстве»?

БРИК PIGSТермин БРИК запустил в лексикон экономических обозревателей еще в 2001 году обозреватель компании Goldman Sachs Джим Онейл. Так он обозначил Бразилию, Россию, Индию и Китай, объединив их в группу стран с динамично развивающимися экономиками. Вскоре в СМИ стала часто появляться еще одна аббревиатура – PIGS. Она подразумевала Португалию, Италию, Грецию и Испанию.

Акроним PIGS изначально несет в себе двойной смысл, ведь дело не только в первых буквах, но и в политико-экономическом рейтинге названных государств. Португалия, Италия, Греция и Испания еще до начала кризиса продемонстрировали экономическую несостоятельность и по многим позициям откатились в аутсайдеры. Игра в политические неологизмы и сокращения явно пришлась по вкусу исследователям финансовых рынков, и уже к 2010 году они ввели третий термин – STUPID, что в переводе с английского означает «глупый». В эту категорию отнесли страны с самыми неподъемными бюджетными дефицитами: Испанию, Турцию, Великобританию, Португалию, Италию и Дубаи (Spain, Turkey, United Kingdom, Portugal, Italy, Dubai). Но он пока еще употребляется достаточно редко, а эксперты-экономисты спорят о судьбах стран БРИК и PIGS.

Джо Донахью: место России – среди «свиней»

Американский аналитик Джо Донахью, соучредитель и руководитель фонда Desert Shores Capital LP, в интервью журналу Forbes назвал Россию «поездом, который в ближайшие пять-десять лет запросто может пойти под откос». Он отводит ей место в списке стран PIGS, а не БРИК, поскольку понесенный во время кризиса ущерб не позволяет ей находиться в одном ряду с Бразилией, Индией и Китаем.

Экономические успехи и неудачи России Донахью напрямую связывает с ценами на нефть. Эту зависимость он считает главным барьером на пути страны к статусу сверхдержавы. Также аналитик подчеркнул проблему резкого ухудшения здоровья россиян: здесь тенденции кажутся ему просто устрашающими. По средней продолжительности жизни мужчин Россия занимает сто шестьдесят шестое место в мире, женщин – сто двадцать седьмое. Разрыв между этими двумя показателями составляет четырнадцать лет, чего не наблюдается ни в одной развитой стране. Смертность от туберкулеза среди жителей РФ втрое превышает эпидемический порог ВОЗ, около миллиона граждан больны СПИДом, а от сердечных заболеваний россияне умирают чаще, чем американцы или европейцы, по меньшей мере, в три раза.

Сокращение населения России, по мнению Джо Донахью, влечет за собой снижение объема ВВП. Повальное бегство с родины русских олигархов он интерпретирует как бесперспективность развития бизнеса в стране: «Они направляются в Лондон и другие страны мира, опасаясь, что Кремль отберет их собственность». Донахью полагает, что в 2010 году после подъема цен на нефть российский Центробанк будет активно скупать иностранную валюту: «Золотовалютные запасы увеличиваются, что может привести к удорожанию рубля. Но российскому бюджету на 2010 год все равно грозит серьезный дефицит, и связано это с большими расходами».

Маркус Йегер: из списка БРИК нужно исключить Китай

Аббревиатуру БРИК в посткризисный период эксперт Аналитического центра Deutsche Bank Маркус Йегер считает уже неактуальной. Он говорит, что в рамках этого «союза» слишком тесно стало Китаю. По экономической мощности он обогнал Россию, Индию и Бразилию, вместе взятые, на много лет вперед, и с его удельным весом в мировой экономике в обозримом будущем можно увязать только позитивную динамику.

Остальные страны БРИК не смогут пока выйти на тот же уровень. Но это не означает, что их нужно записывать в аутсайдеры. Просто их экономики будут развиваться по своим собственным сценариям, да и роль на политической арене у каждой страны своя. Китай, как утверждает Йегер, в 2009 году по паритету покупательной способности в два раза превзошел Индию, в три раза – Россию и в четыре раза – Бразилию. Стремительные темпы развития китайской экономики определяют такие факторы, как демография и урбанизация. Хотя по уровню доходов на душу населения Китай, например, существенно отстает от России. Но Маркус Йегер не видит здесь большого изъяна: напротив, он убежден, что именно в этой точке заложены перспективы экономического роста. Он предлагает заменить аббревиатуру БРИК на БРИ: все-таки Бразилия, Россия, Индия и Китай выступают в различных «весовых категориях».

Светлана Усанкова