Экономическая ситуация в Латвии

экономическая ситуация ЛатвииО мировом финансово-экономическом кризисе говорится много и повсеместно (хотя, наверное, в последнее время меньше и не столь громко, как за прошедший год). При этом зачастую воздействие кризиса воспринимается как нечто совершенно отвлечённое и неопределённое. Чтобы понять, насколько серьёзен кризис, продолжающийся до сих пор, необходимо рассмотреть его влияние на конкретном примере. Особенно наглядным этот пример будет в случае с Латвией, страной, которая является одной из наиболее пострадавших от кризиса среди развивающихся национальных экономик.

Экономика независимой Латвии, зажившей своей жизнью с начала 1990-х годов, развивалась довольно динамично. Этому способствовали многочисленные причины, от очевидного роста национального самосознания, наблюдавшегося на фоне «освобождения» от ненавистной Москвы, до неплохого экономического потенциала, в немалой своей части и созданного той самой Москвой и политической поддержки Запада, которому необходим союзник на непосредственных границах России. Были проведены широкомасштабные и ещё более широко разрекламированные экономические и правовые реформы, результатом которых стала приватизация практически всех государственных предприятий, реституция (возвращение собственности владельцам или наследникам тех, кто владел ею до 1940 года) и введение собственной национальной валюты. Вследствие этого и широкой финансовой поддержки Европы Латвия в течение 15 лет с момента обретения независимости могла похвастаться стабильным и непрерывным экономическим ростом, в среднем находившемся на уровне в 6-7 % в год (а в 2006 году, например, рост составил почти 13 %). Позитивно сказалось и то, что в 2004 году Латвия была принята, по большей части по политическим мотивам, в Евросоюз.

Вместе с тем эксперты-экономисты отмечают, что мировой финансовый кризис явился не единственной, хотя и главной, причиной нынешнего плачевного состояния экономики Латвии. Другим важнейшим фактором стало лавинообразное увеличение объёмов кредитования внутри страны. После мирового кризиса 1998 года, который Латвия, в отличие от России, перенесла с минимальными потерями, в глобальной экономике начался период подъёма, в который включилась и экономика этого прибалтийского государства. В стране начался настоящий бум ипотечного кредитования, повлекший за собой значительный рост темпов строительства жилья. В силу этого в общем объёме кредитов значительно увеличилась доля долгосрочных кредитов – всё большее число кредитов выдавалось на срок в 20-30 лет. При этом возможность достаточно легко приобрести жилья благодаря кредитам подстегнула рост цен на недвижимость, что повлекло общий рост потребительских цен, который, в свою очередь, также поддерживался и развитием сферы потребительских кредитов. Такое раздувание кредитного пузыря продолжалось примерно до 2007 года, когда наметилось замедление темпов кредитования. Банки наконец-то осознали, что риски невозвращения кредитов значительно выросли, да и бесконтрольное закачивание в экономику большого количества наличности также к добру не приведёт. Но когда порядок получения кредита стал строже, экономика Латвии оказалась к этому не готова: сразу упали темпы строительства, что по цепочке вызвало снижение деловой активности в целом, сокращение поступлений в бюджет и, завершая движение по кругу, замирание кредитной активности ко второй половине 2008 года.

А тут ещё подоспел мировой финансовый кризис он вышиб из под ног латвийской экономики последнюю опору – дешёвые кредиты из-за рубежа. Во многом иностранные кредиты стали причиной того стремительного роста объёмов кредитования, что наблюдался в предыдущее десятилетие – в самой Латвии такого количества денег просто не было. Теперь же, когда иностранные кредиторы и международные финансовые организации встали перед необходимостью, прежде всего, спасать собственные кошельки, ни о какой крупномасштабной помощи Латвии не могло быть и речи. Получилось, что Латвия, сделавшая ставку в своём экономическом развитии лишь на одну карту, на дешёвые долгосрочные иностранные кредиты, не запаслась запасным, «пожарным» вариантом и перед лицом глобальных потрясений оказалась вдвойне уязвима.

Следствием стало то, что именно Латвия в полной мере испытала на себе все самые худшие последствия кризиса. Внешний долг страны к началу 2009 года составлял 41 миллиард долларов при том, что показатель ВВП за 2008-ой оказался всего лишь 33 миллиарда. Сам ВВП за год, к началу 2010, сократился почти на 18 % - это самые стремительные темпы падения в мире. Во весь рост встала реальная опасность девальвации национальной валюты, которая не подтверждена реальной стоимостью. В мировой практике девальвация валюты считается наиболее эффективным средством избежать национального дефолта, но в случае с Латвией и это сильнодействующее средство вряд ли станет панацеей. В СМИ даже чиновники осторожно заговорили о возможности в скором времени введения талонов на товары первой необходимости. Для снижения государственных расходов правительство в 2009 году и до сих пор вынуждено идти на сокращение размеров пенсионных выплат и выплат по безработице (которая в стране перевалила за отметку в 15 %), а также на секвестирование бюджета в части финансирования здравоохранения и образования (что ведёт к закрытию учебных заведений и медицинских учреждений, увольнениям работников в этих сферах, к удорожанию лекарств и частных медуслуг). Для пополнения казны власти вынуждены увеличивать налоги: в конце 2008 года законодательно было одобрено увеличение ставки налога на добавленную стоимость (стандартного – с 18 до 21 %, пониженного с 5 до 10 %, в особых сферах услуг – с 5 до 21 %). Кроме того, с 2010 года поднята до 26 % ставка подоходного налога (в 2009 году для снижения налогового бремени налог был снижен с 25 до 23 %, но это не помогло). В этих условиях значительно снизились налоговые поступления в бюджет.

Вполне объяснимо, что на таком фоне международные рейтинговые агентства постоянно снижают экономические рейтинги Латвии. Не помогает даже то, что международные финансовые организации выделили Латвии антикризисный кредит в 7,5 миллиардов долларов под жёсткие гарантии реализации программы стабилизации обстановки. Эта программа, в частности, предполагает, введение в стране евро, сокращение числа государственных служащих и работников государственных предприятий, а также уменьшение заработной платы в целом по стране примерно на 20 %.

Александр Бабицкий