Легкие джеты: домашняя реактивность

Легкие джеты: домашняя реактивностьПерсональные летательные средства со времен Дедала и Икара уже перестали быть исключительной прерогативой первых лиц государств и крупных правительственных чиновников. С нормализацией и приведением в порядок воздушного законодательства большинства стран и разработкой доступных технологий и материалов, небольшие самолеты для частного использования стали частой покупкой бизнесменов, политиков, звезд шоу-бизнеса. Легкие джеты - сравнительно новый подвид подобных летательных аппаратов.

Микролайнеры

Человек, хоть сколь-нибудь знакомый с английским языком, даже не зная истинного значения слова «джет» сможет без труда определить предмет, который скрывается за этим американизмом. С английского языка jet переводится как «реактивная струя», что все объясняет. Легкие джеты - это небольшие частные реактивные самолеты, отличающиеся от уже довольно привычных моторно-винтовых самолетов именно типом тяги и характером расхода топлива.

Gulfstream 550gПричины, побуждающие состоятельных людей приобретать джеты, вполне понятны и объяснимы. Обладание собственным самолетом открывает практически безграничные в плане мобильности возможности: перелет между отдаленными городами займет гораздо меньшее время, чем преодоление того же расстояния на автомобиле. Сейчас, во время упрощения правил воздушных перелетов, подобный способ передвижения становится все более популярным.

Легкие джеты - самолеты небольшие, потому и стоимость их заметно ниже, нежели у тяжеловесных бизнес-джетов. В среднем, легкий джет приемлемого качества и характеристик стоит порядка 5-6 миллионов долларов - немного по современным меркам. Однако в отношении России расценки несколько отличаются от общемировых: на всей постсоветской территории заметен значительный крен в сторону неоправданно роскошных частных самолетов стоимостью более 20 миллионов долларов.

Впрочем, не только ценой непосредственно крылатой машины определяется уровень расходов на содержание собственного авиапарка. Заметно бьет по карману предпринимателей, владеющих личной авиатехникой, налоговое бремя: например, налог на владение частным самолетом среднего класса составляет порядка 1,1 миллиона рублей. Также крайне дорого авиационное топливо - особенно хорошее - расход которого при частых перелетах может быть просто грандиозен. Один рейс на частном самолете обходится владельцу в 5-6 раз дороже, чем аналогичный перелет в первом классе авиалайнера крупной транспортной компании.

Немаловажной статьей расходов авиавладельца является также и содержание личного пилота. Услуги профессионала обойдутся в 15-25 тысяч долларов в месяц. Также за аналогичную сумму можно пройти и самостоятельный курс обучения и получить летную лицензию, но на столь решительный шаг идут немногие. Кроме того, не стоит забывать, что любая техника нуждается в постоянном техническом обслуживании и ремонте - плюс еще несколько десятков тысяч долларов в общую сумму.

Точных данных о количестве легких самолетов частной авиации, используемых на территории России нет ни у кого, даже у специализированных органов. По различным подсчетам, число частных джетов, находящихся в собственности состоятельных россиян, составляет порядка 300 единиц, но из-за определенных национальных особенностей регистрации и учета эта цифра может значительно отличаться от фактического состояния дел в меньшую сторону.

Самый большой парк самолетов частной авиации вполне ожидаемо находится в США - на территории страны зарегистрировано почти 18 тысяч персональных самолетов. Второе место с огромным отставанием от лидера занимает Канада - всего лишь 1068 частных самолетов, третье - Бразилия с практически аналогичным показателем - 1010 единиц.

Автомобиль с крыльями

Наиболее известными производителями легких джетов являются Салон частного самолетамеждународные концерны Gulfstream Aerospace, Hawker Beechcraft, Bombardier Aerospace, Dassault Aviation, Embraer и Cessna Aircraft. Более 83% мирового рынка частных самолетов принадлежит именно этой плеяде авиаконструкторских компаний. Оставшаяся доля приходится на национальных производителей - в России это конструкторские бюро Яковлева и Антонова. Впрочем, модели российского производства устарели во всех смыслах - и непосредственно, и морально - в силу чего спроса на них со стороны бизнес-элиты абсолютно не наблюдается.

Обладают легкими джетами и частными самолетами среднего класса подавляющее большинство голливудских звезд, некоторые из которых даже управляют своими самолетами самостоятельно - как, например, Джон Траволта. С 1 ноября 2010 года отменен запрет на полеты над Санкт-Петербургом - теперь для вояжа над северной столицей достаточно лишь получить разрешение в технадзоре. Также популяризирует частную авиацию и довольно оперативное обучение летному делу - в среднем, срок подобного обучения составляет порядка 50 часов. Уже сейчас есть информация, что многие отечественные бизнесмены способны повторить подвиг Траволты уже на своем собственном легком джете.

Максим Кузнецов