Великая китайская стена: наследие цивилизации

Великая китайская стенаЗнакомство почти любого человека, не проживающего в Китае, с Великой китайской стеной, происходит благодаря учебникам истории. И до совсем недавних пор во многих из этих учебников преподносился поражающий воображение факт: Великая китайская стена - это единственное искусственное сооружение, которое можно заметить из космоса невооруженным глазом. В действительности это не совсем так - из космоса стену человек без использования технических приспособлений не увидит. Такое возможно в низших слоях атмосферы, но никак не в космосе.

Построенная в четыре приема

Подобные утверждения распространились благодаря выдвинутому в первой половине прошлого века аналогичному предположению американского писателя и журналиста Ричарда Халибертона. Но то, что Великая китайская стена не видна из космоса, никоим образом не отменяет ее уникальности и грандиозности. Все-таки общая протяженность Стены (с учетом всех ответвлений) в почти девять тысяч километров позволяет с полным основанием называть ее самым масштабным архитектурным сооружением всех времен и народов.

Начало строительству Великой китайской стены положил первый император объединенного Китая Цинь Шихуан-ди во второй половине III века до новой эры - первый этап, «стена династии Цинь». Цинь Шихуан-ди сформулировал саму концепцию Стены: с одной стороны, это была защита от набегов кочевников с севера, с другой, она должна была зафиксировать границы недавно объединенного китайского государства и не дать возможность жителям страны уйти из-под власти императора. Эти принципы продолжали реализовываться и при последующей династии Хань - второй этап, «стена династии Хань» (II век до новой эры - II век новой эры). В это время основной была задача построения более совершенной оборонительной преграды, ведь Стена династии Цинь представляла собой скорее высокую земляную насыпь с башнями для гарнизонов, нежели полноценную стену. Фортификационные характеристики Стены совершенствовались, а сама он становилась протяженнее во время как второго, так и третьего этапа строительства - «стена Пяти Династий и Десяти Царств» (XII век).

Однако тот вид, который современное человечество имеет счастье лицезреть по остаткам Великой китайской стены, Стена приобрела во времена династии Мин, на четвертом этапе своего сооружения, в XIV-XVII веках. Именно в эти столетия она достигла максимальной протяженности, перекрыв все важнейшие пути с севера в Китай, при этом достигнув того уровня военного искусства, который делал Стену неприступной. Но никакая стена не способна защитить от внутреннего предательства - и династия Мин пала в середине XVII столетия по причине измены одного из своих полководцев, который пропустил за стену маньчжурских завоевателей, которые основали новую династию Цин, совершенно не заботившуюся о сохранности стены. В результате Великая Китайская стена к концу XX века практически полностью исчезла как по естественным причинам, так и из-за использования ее материалов местными жителями для хозяйственных нужд. Так продолжалось, пока в восьмидесятые годы китайские власти не встрепенулись и не бросились реставрировать жалкие остатки Стены в качестве исторического наследия.

Надежный барьер между цивилизацией и варварством

Великая китайская стенаЕсли первая стена возводилась примерно полумиллионом строителей, согнанных на принудительные работы, то, согласно подсчетам специалистов, на сооружение Великой китайской стены при династии Мин был брошено уже ни много, ни мало - один миллион работников. Однако в результате была построена система защиты, которой просто нет аналогов в истории человечества. И дело здесь не только в протяженности Стены. Дело в самой организации обороны - а именно оборонительным целям и должна была служить стена. Прежде всего, нужно отметить, что, не считая протяженности, по остальным сугубо техническим показателям Стена не слишком впечатляет. Она была довольно умеренной высоты - всего шесть метров в среднем своем значении, что в сравнении с высотой, скажем, стен средневековых европейских замков кажется просто детской шалостью. Стена не поражала воображение свое толщиной - да, ее ширина была достаточной для того, чтобы по нее маршем прошла шеренга из пяти пехотинцев или проехала одна колесница, но и это для военной науки того времени не было пределом. Гораздо больший интерес представляет система защиты стены. Во-первых, стена была построена на самых выгодных стратегических позициях, по вершинам горных хребтов, что исключало возможность единовременного подвода к ней больших воинских сил или стенобитных орудий. Получалось, что шестиметровая по высоте стена была неприступна именно по причине слабости сил, которые могли добраться до нее в конкретном месте в конкретный момент времени.

Во-вторых, вся стена была системой укрепленных башен и фортов, в которых находились более или менее серьезные воинские гарнизоны, способные противостоять значительно превосходящим по численности силам нападающих. В-третьих, была налажена безотказная и по тем временам идеальная система связи и оповещения - каждая башня должна была находиться в пределах прямой видимости по отношению соседних башен с каждой стороны. В случае необходимости с башни подавался сигнал (либо звуковой, с помощью барабанов, либо визуальный - днем дымовой, ночью с помощью огня), который тут же передавался по цепочке. Такая система позволяла передать информацию с одного крайнего пункта Великой Китайской стены до другого ее крайнего пункта в течение суток - темпы передачи сведений для эпохи, когда не было ни интернета, ни сотовой, ни спутниковой, ни радиосвязи, просто сказочные.

И, наконец, в четвертых, существовала строжайшая система дисциплины и контроля на Стене. Любой, кто хотел проникнуть за стену снаружи, с севера, должен был представить прошение и соответствующие документы на пропускной пункт, откуда они уходили к чиновникам в центр империи. Без получения разрешения из столицы никто не мог снаружи пересечь стену. На этот счет существовали строжайшие указания, поэтому неудивительно, что у пропускных пунктов в Стене постепенно сложились настоящие населенные пункты из тех, кто должен был месяцами ждать ответов чиновников. Так что при более внимательном рассмотрении обнаруживается, что неприступность и грандиозность Великой китайской стены заключалась не только в масштабах, но и в тех людях, которые ее охраняли.

Александр Бабицкий