Майя Плисецкая: «Характер – это и есть судьба»

Майя Плисецкая: «Характер – это и есть судьба» Майя Плисецкая - не просто символ российского балета, но символ российской культуры. Ее имя известно всем, ее биография - легенда, ее именем названа планета, ее манера танца - канон, недостижимая вершина. Она танцевала во многих балетах, снималась в фильмах, о ней снимали фильмы («Майя Плисецкая» В. А. Катаняна (1964, новая ред. 1981), «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая» Б. Д. Галантера (1987) и другие), о ней написана книга (Н.П.Рославлева, «Майя Плисецкая»), и она сама - автор книги «Я, Майя Плисецкая…», переведенной на одиннадцать языков и несколько раз переиздававшейся в России. Перечислить все ее звания и награды сложно - список очень длинен. Она - Майя Плисецкая, и это уже почти не имя, это - титул.

Жизнь Майи Плисецкой - букет роз. На поверхности - роскошные, ароматные бутоны. Под сочной зеленью листьев скрываются острые шипы. В 1937 году, когда Майе Плисецкой было 11 лет, был арестован ее отец, Михаил Эммануилович ПМайя Плисецкаялисецкий, генеральный консул на Шпицбергене, руководящий работник «Артикугля». Через год арестовали мать, Рахиль Михайловну Мессерер-Плисецкую, актрису немого кино. Отец был расстрелян, мать - сначала отправили в Бутырскую тюрьму вместе с младшим сыном (мальчик родился через два месяца после ареста отца), а затем - в Казахстан, в Акмолинский лагерь жен изменников Родины. Майю Плисецкую забрала к себе тетя - балерина Суламифь Мессерер.

Отнюдь не жизнь у тети-балерины привела Майю Плисецкую в балет. В хореографическое училище она поступила еще в 1934 году. И помог ей в этом реверанс. Балерина вспоминала: «… в честь такого торжественного случая меня обрядили во все белое: белое платьице, белые носочки, пришпилили к моим рыжим косичкам отутюженный белый бант. Единственное, что несколько портило мой подвенечный вид, - коричневые сандалии. В тот год - 34-й - заявлений в училище было немного. В те «стахановские» годы все мечтали быть летчиками. По-моему, было тридцать заявлений. Мою судьбу решил один реверанс. Всем девочкам было дано задание сделать реверанс, и мое исполнение было тут же отмечено. Так решилась моя судьба».

В трупу Большого театра Плисецкая была принята 1 апреля 1943 года. «Есть в этом что-то дьявольское - быть зачисленной в труппу в день, когда нельзя никому верить», - говорила она. Молодую балерину зачислили в кордебалет.

Кордебалет, «сборные» концерты и номер «Умирающий лебедь» - так начиналась звездная карьера Майи Плисецкой. «Умирающий лебедь» был ее шедевром, блестящим произведением искусства, танцем, который был больше, чем просто движения тела, а - овеществленной музыкой. Недаром этот номер знаменит во всем мире.

А то, как Майя Плисецкая задерживалась на несколько секунд в воздухе, исполняя прыжок (это называют баллоном) - вообще находится за пределами не то что возможностей человека, но законов традиционной физики (эта редкостная способность была продемонстрирована в 1948 году, когда балерина исполняла роль Заремы в «Бахчисарайском фонтане» Б.В.Асафьева).

Манера танца - вот чМайя Плисецкаято сделало Майю Плисецкую эталоном балетного мастерства. И вовсе не чистота в следовании канону, а напротив - поиск себя, вечный показ движений души движениями тела. В документальном фильме «Майя Плисецкая» (1964 г.) прозвучала такая фраза: «Вы спрашиваете меня о руках… Вообще-то я думаю, что надо танцевать всем телом. Все участвует в танце - ноги, корпус, голова, ну и, конечно, руки. Когда-то в балете руки были очень традиционны, сусальны. В «Лебедином» они складывались вот таким сладеньким, сахарным венчиком. А могут они быть и крыльями, трепетными, тревожными… Каждая балерина ищет эти крылья по-своему. Да, да, у каждой балерины они должны быть свои… Их нельзя взять напрокат… Ваганова говорила: пусть хуже, но свои…» (Ваганова Агриппина Яковлевна была консультантом Большого театра по вопросам балета в 1943-1944 гг.).

Майя Плисецкая не просто танцевала, она - жила на сцене. И поэтому так завораживающи образы, которые она создала.

Были времена, когда Майю Плисецкую называли английской шпионкой, и с «легкой» руки КГБ ее не выпускали на заграничные гастроли. Родион Щедрин в своей автобиографической книге писал: «На репетиции одного из концертов ко мне подошел Б.М.Ярустовский. Он был заведующим сектором музыки ЦК КПСС. «Нам сообщили, что у вас роман с Майей Плисецкой. Это так?», - спросил он меня неожиданно. «Она замечательная женщина. И зря ее так…». «Надеюсь, вы не собираетесь на ней жениться, - перебил меня Ярустовский. - Вы испортите себе репутацию»». И еще одно описание «шипов», сделанное Родионом Щедриным: «...На нее в КГБ, как нам недавно рассказал бывший чин, была целая гора доносов. ...у нас в спальне был вмонтирован подслушивающий микрофон... Конечно, мы предполагали, что нас подслушивают. Но прямо в спальне?.. Молодоженов?..».

Действительно фееричная жизнь, когда даже в спальне установлен микрофон.Майя Плисецкая

Для Майи Плисецкой характерна полная открытость, как в танце, так и в жизни. Поэтому всегда у нее хватало врагов и завистников. Ведь открытость - это не просто душа-человек, а тот, который спокойно может сказать прямо в глаза то, что думает, не маскируя свое мнение ни вежливостью, ни сочувствием. «Одну именитую балерину назвала «недопеченным блином». Про другую сказала, что в танце она напряжена, словно «гадящая собака»», - вспоминает Родион Щедрин. Чтобы позволять себе такие высказывания, нужно быть абсолютно уверенным в себе человеком. Майя Плисецкая именно такова.

Майя Плисецкая - пример необычайного творческого долголетия. Когда 20 ноября 2000 года в Большом театре отмечался ее 75-летний юбилей, балерина исполнила номер «Ave Maya» на музыку И.-С. Баха - Ш. Гуно, специально к этому вечеру поставленный для нее М. Бежаром. Этот же номер она исполняла на открытии фестиваля, посвященного 70-летию Родиона Щедрина 2 декабря 2002 года.

Известный французский балетный критик Андре Филипп Эрсен охарактеризовал Майю Плисецкую тремя словами: «гений, мужество и авангард».

И напоследок - несколько фактов о Майе Плисецкой. Она - левша, всегда любила питательные кремы и «любила, густо ими намазавшись, раскладывать на кухне пасьянсы». Она - футбольная болельщица и любит селедку. Майя Плисецкая никогда не курила, а от бокала вина у нее начинает болеть голова. Она всегда следила за модой, уделяет большое внимание своим туалетам, а олицетворением парижской моды считала и считает Пьера Кардена.

София ВАРГАН