Налог на старый автомобиль: кому на пользу, кому во вред…

налог на старый автомобильОдним из наиболее обсуждаемых потенциальных налоговых нововведений в России является налог на старый автомобиль. В связи с ним незамедлительно возникло сразу несколько вопросов: собственно финансовый, экологический и даже политический. Вдобавок выяснилось, что у разных министерств российского правительства различные мнения относительно необходимости и характера возможного налога.

Налог нужен для защиты?

Инициатором введения налога на старый автомобиль выступает в первую очередь Министерство промышленности и торговли. По мнению его сотрудников, введение этого налога может сыграть решающую роль в экономической поддержке отечественной автомобильной промышленности и её защите от иностранной конкуренции. Дело в том, что в 2012 году Россия вступила во Всемирную торговую организацию. Одним из конкретных условий вступления страны в ВТО является снижение таможенных пошлин на импортируемые иностранные автомобили. За семь лет российским властям необходимо сократить эти пошлины почти вдвое. Между тем именно таможенные пошлины и были главным инструментом повышения стоимости иномарок и стимулирования спроса на более дешёвые отечественные автомобили.

Теперь же правительству нужно найти другие механизмы поддержки российского автопрома. Таким механизмом может быть транспортный налог. Именно в его в структуру Министерство промышленности и торговли и предлагает ввести налог на подержанные автомобили. За счёт этого предполагается сдержать поток старых иностранных автомобилей, который наверняка увеличится с понижением таможенных пошлин. При этом Министерство предлагает ввести такой налог только для юридических лиц. На физических лиц, ввозящих подержанные иномарки для личного пользования, налог на старый автомобиль распространяться не должен.

Чиновники объясняют, что ими хорошо понятны причины, по которым жители России предпочитают подержанные иностранные машины. Помимо разницы в качестве дело ещё и в том, что на новые российские автомобили у граждан не хватает денег. При таком раскладе введение налога на старый автомобиль не имеет смысла, так как от этого новые отечественные машины всё равно дешевле не станут. Возможное же увеличения спроса на подержанные российские и советские машины нынешним производителям никакой пользы не принесёт.

В правительстве - разногласия

Есть и конкретные предложения относительно механизма взыскания налога на старый автомобиль и критериев его ставки. Во-первых, предлагается воспользоваться европейским опытом и облагать налогом несоответствие транспортного средства экологическим стандартам по выбросам углекислого газа. Окончательных цифр по тому, какой объём выбросов будет считаться нормой, пока нет, но уже есть схема. Автомобили, экологический класс которых соответствует установленным нормам, будут иметь коэффициент, равный единице. К автомобилям, чей экологический класс ниже норм, применять полуторный коэффициент, а если экологический класс выше установленных российских требований, будет применяться коэффициент в семь десятых.

То есть, чем «чище» будет автомобиль, тем выгоднее должна быть его эксплуатация. Также рассматривается возможность обложения налогом на старый автомобиль в зависимости от срока, прошедшего с момента выпуска транспортного средства. Примерные расчёты таковы:

  • автомобиль возрастом пять и менее лет - применяется коэффициент 1;
  • от пяти до десяти лет - коэффициент 1,75;
  • от десяти до пятнадцати лет - коэффициент 2;
  • свыше пятнадцати лет - коэффициент 3.

Оптимальным считается вариант, когда оба этих показателя налогообложения, экологический и возрастной, будут действовать одновременно.

Налог на старый автомобиль является предметом довольно оживлённых споров между различными ведомствами российского правительства. Именно из-за этого он, собственно, и не был принят к моменту вступления России в ВТО. Министерство экономического развития полагает, что введение подобного двойного налога приведёт к последующему росту стоимости многих товаров и услуг. Так как если налог коснётся юридических лиц, как планируется, то они будут компенсировать свои финансовые потери за счёт своих клиентов и покупателей.

Министерство транспорта выступает за применение налога только на основании соответствия экологическим стандартам, а «возрастной» критерий предлагает полностью убрать. По мнению «транспортников», этот критерий противоречит очевидному обстоятельству, что даже подержанные иностранные автомобили по качеству превосходят российские. Кроме того, многие правительственные эксперты полагают, что введение двойного налогообложения рано или поздно ударит и по физическим лицам. Никто не помешает владельцам фирм оформлять автомобили на себя и на своих сотрудников как на физических лиц. Чтобы избежать такого варианта уклонения от налога на старый автомобиль, рано или поздно придётся распространять его на всех автовладельцев.

Александр Бабицкий