Транспортный налог: владельцам транспортных средств посвящается

Транспортный налог: владельцам транспортных средств посвящается Транспортный налог - это та обязанность, которая возникает у человека перед государством в тот момент, когда он из просто гражданина становится счастливым гражданином-автовладельцем. Плательщиками транспортного налога в соответствии с гл. 28, ст. 357 Налогового Кодекса РФ признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. А так как регистрация производится на основании документов, удостоверяющих право собственности на эти самые транспортные средства, то это означает, что плательщиками транспортного налога в соответствии с законодательством РФ признаются собственники транспортных средств. То есть – платит тот, кто владеет.

Но часть вторая ст. 357 Налогового Кодекса устанавливает, что не только владелец транспортного средства может быть плательщиком транспортного налога. Плательщиком транспортного налога может быть и лицо, владеющее и распоряжающееся транспортным средством по доверенности, а не на правах собственности, но только в том случае, если передача по доверенности была совершена до 30 июля 2002 года (до момента официального опубликования гл. 28 Налогового Кодекса).

Правда для того, чтобы перевести оплату налога на то самое лицо, которое «по доверенности», наличия одной доверенности мало. В требовании, которое подается в таких случаях в налоговую инспекцию по месту жительства, должны быть указаны: владелец, на которого зарегистрировано транспортное средство и который представляет уведомление; описание транспортного средства (марка, модель, номера агрегатов, на которых стоят номера, цвет кузова, год изготовления - все по техническому паспорту); лицо, которому транспортное средство передано на основании доверенности; доверенность и переданные по ней права в отношении транспортного средства; нотариус (в случае, если доверенность заверялась нотариально).

Кроме того, уведомление должно содержать данные приобретения транспортного средства (в том числе и о дате приобретения), о передаче транспортного средства (в том числе и о дате передачи), да еще к нему нужно приложить документы, которые подтверждают дату приобретения транспортного средства (договор купли-продажи, документы, подтверждающие оплату, справку-счет) и факт передачи транспортного средства (расписку в получении транспортного средства, документ, выдаваемый перевозчиками при отправке транспортного средства получателю), а также доверенность или ее копию.

Если подумать, то гораздо проще оплатить транспортный налог самому, чем искать все документы, да еще представлять туда, куда требуется - со стоянием в очередях, беготней по инстанциям, в общем, со всей той «радостью в жизни», которая настигает любого, разыскивающего хоть крохотную лазейку в Налоговом Кодексе.

Владельцем транспортного средства может быть не только физическое лицо, но и юридическое. Оформление автомобиля на предприятие означает экономию в части списания эксплуатационных расходов (бензина, масла, запчастей и так далее) на издержки производства. Транспортный налог опять же платит предприятие - как владелец транспортного средства.

Но тут есть нюанс. Если для физического лица все регламентируется налоговой инспекцией по месту жительства, и ему просто выдается документ (налоговое уведомление на уплату транспортного налога за истекший период, присылается на дом налоговой инспекцией по месту жительства), в соответствии с которым он платит определенную сумму в определенные сроки (самому и считать-то ничего не нужно), то юридические лица должны рассчитывать транспортный налог самостоятельно (п. 1 ст. 362 Налогового Кодекса РФ). И самостоятельно представлять в Инспекцию Федеральной Налоговой службы РФ по месту регистрации декларацию по транспортному налогу.

Если предприятие - 2-3 человека, собравшиеся вместе для того, чтобы выпиливать лобзиком, то могут возникнуть проблемы. Для расчета транспортного налога нужен бухгалтер - чтоб точно все сделать правильно. Чтоб правильно заполнить декларацию, правильно представить ее в ИФНС.

Любопытный момент транспортного налога: это налог региональный, вводится на территории конкретного субъекта РФ соответствующим законом этого субъекта. И законодательные (представительные) органы соответствующей области или республики уполномочены самостоятельно определять порядок, сроки уплаты, форму отчетности по данному налогу и... ставку налога. Правда, ставка ограничивается пределами, установленными ст. 361 Налогового Кодекса РФ.

Базовые налоговые ставки, указанные в п. 1 ст. 361 НК РФ могут быть увеличены либо уменьшены законами субъектов Российской Федерации, но не более, чем в пять раз (п. 2 ст. 361 НК РФ). Правда, в основном увеличивают, об уменьшении пока речи не было. К примеру, городской закон Санкт-Петербурга от 26.09.2007 года № 416-81 предусмотрел для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. ежегодное повышение платы транспортного налога на 2 рубля (на каждую лошадиную силу). Если в 2007 году региональная ставка транспортного налога в Северной Пальмире составляла 18 руб., в 2008 году - 20 руб., то сейчас она подросла до 22 руб., а в 2010 уже будет 24 руб. Между тем, как базовая ставка по данной категории транспортных средств составляет 5 рублей на лошадиную силу. Таким образом, законодатели Санкт-Петербурга воспользовались своим правом, предоставленным им Налоговым Кодексом, и повысили базовую ставку налога  для регионального налогоплательщика с 3,6 раза в 2007 году до 4,8 в 2010 (если, конечно, еще раз не изменится законодательство).

Случается, что в каких-то регионах законодательные органы в приступе небывалой щедрости начинают разбрасываться льготами. Например, Московская городская Дума освободила от транспортного налога Героев Советского Союза, транспортные средства мощностью до 70 лошадиных сил. Так что на всякий случай нужно следить за изменением региональных законов - мало ли, вдруг и на вас падет руководящий взгляд, вдруг и вам дадут льготу. Понимаю, что малоправдоподобно, но ведь хочется верить в чудеса.

А вообще-то, если не рассчитывать на льготы и не пытаться доказать налоговой инспекции, что она кругом неправа (деяние бесполезное, да и обычно инспекция все же права), то можно жить спокойно. Предварительно уплатив транспортный налог. Ибо от уплаты этого налога избавляет только одно. Нет, не подумайте, что смерть владельца транспортного средства. Она, надо заметить, не избавляет, потому как налог платится на средство, а не на его владельца, и если владелец, дай ему Бог здоровья, все же покинул наш мир, то налог должен платить наследник. А вот отсутствие объекта налогообложения - избавляет от уплаты транспортного налога. То есть, нет транспортного средства - нет и налога на него.

Но «нет транспортного средства» может случиться по разным причинам. Если оно продано, подарено или по другой причине снято с регистрации, то тут вопросов нет - уже не владелец, платить кому-то другому (новому владельцу этого транспортного средства). Или вообще никому не платить, если оно, несчастное, «восстановлению не подлежит». Или снято с учета с грустной целью утилизации.

Но случается, что с учета транспортное средство не снято, но и в наличии его нет. К примеру, угон. В соответствии с подпунктом 7 п. 2 ст. 358 НК РФ налог в этом случае платить не придется. Нужно только представить в налоговую инспекцию по месту жительства подлинник документа, подтверждающего факт угона автомобиля (справку об угоне (краже) транспортного средства, выданную доблестными органами охраны правопорядка - с подписью и печатью).

Еще нужно знать, что прекращение уплаты транспортного налога происходит не в тот момент, когда транспортное средство снято с учета, а только тогда, когда заканчивается календарный месяц с момента снятия его с регистрации (п. 3 ст. 362 НК РФ - месяц регистрации автомобиля, равно как и месяц снятия его с регистрации, при расчёте суммы подлежащего уплате транспортного налога считается полным месяцем).

Так что платите транспортный налог, уважаемые автовладельцы, в полном соответствии с уведомлениями налоговой инспекции, и будут дороги ваши удачными, светофоры - зелеными, а гибддэшники - доброжелательными.

София ВАРГАН