Банкротство General Motors: неизбежное, ставшее реальностью

Банкротство General Motors Словосочетание «General Motors банкрот» звучит как нечто ужасное и неожиданное лишь на первый взгляд. О том, что лучшим выходом из сложившейся тяжелейшей ситуации для ведущего американского производителя автомобилей будет проведённая в скорейшие сроки и по всем правилам процедура банкротства, уже как несколько месяцев твердили независимые эксперты и чиновники из администрации президента США. Более того: мировой финансовый кризис, бушующий с лета прошлого года, лишь подтолкнул GM в пропасть, на краю которой автогигант балансировал уже несколько лет.

Прежде всего, в качестве «информации к размышлению» несколько общих слов о компании General Motors. Итак, основателем фирмы является американский промышленник Вильям Дюрант, зарегистрировавший своё детище 16 сентября 1908 года. С 1930 по 2007 годы GM непрерывно удерживала пальму первенства как крупнейший производитель автомобилей в мире (и даже в 2007-ом, когда на первое место вышел японский автогигант Toyota, показатели американцев впечатляли 9,4 миллиона выпущенных аБанкротство General Motorsвтомобилей). Компании принадлежали 12 марок автомашин, в том числе и такие знаменитые, как Buick, Cadillac, Chevrolet, Hummer, Pontiac, Saab, производившиеся на заводах в 35 странах по всей планете.

Но за всеми этими впечатляющими показателями скрывается то обстоятельство, что в XXI веке GM не смогла приспособиться к запросам потребителей и оказалась не в состоянии выдерживать конкуренцию с азиатскими компаниями. Чистые убытки американского автоконцерна в 2007 году составили почти 31 миллиард долларов, в 2008-ом - уже около 40 миллиардов долларов. В условиях кризиса, когда спрос на продукцию автопроизводителей в мире существенно снизился, остались нереализованными множество автомобилей, а кредиторы не преминули потребовать вернуть их деньги (которые занимали для ого, чтобы чем-то покрывать огромные убытки предыдущих лет), банкротство General Motors стало лишь вопросом времени.

Такая ситуация не является проблемой одной лишь компании GM, системный кризис за последние несколько лет охватил весь американский автопром, мировые финансовые катаклизмы лишь ускорили процесс. Уже в ноябре прошлого года стало очевидно, что просто переждать экономическую бурю, как первоначально рассчитывали основные производители, не получится - GM, Ford и Chrysler обратились к правительству США с просьбой о выделении кредитов на общую сумму в 50 миллиардов долларов для борьбы с кризисными явлениями. Администрация Буша после бурного декабрьского обсуждения в конгрессе мер по поддержке американской автомобильной промышленности ответила согласием, однако выставила ряд условий¸ среди которых значились реструктуризация капиталов компаний и передача существенных пакетов их акций в собственность государства.

Реакция американских автогигантов на правительственные условия была различной. Наследники пионера конвейерного машиностроения Генри Форда предпочли обойтись своими ресурсами, чтобы не допускать государство к участию в своих делах. Компания Chrysler оперативно согласилась с правительственным планом и очень быстро в апреле 2009 года провела по всем правилам процедуру банкротства. GM заняла промежуточную поБанкротство General Motorsзицию: взяла время на размышления до конца мая, за которое попыталась договориться со своими кредиторами об отсрочке выплат и получить кредиты у частных инвесторов. Однако ни того, ни другого не удалось и положение GM стало безвыходным - долги корпорации составили около 173 миллиардов долларов, в то время как активов «наскребли» только на чуть более 82 миллиарда. 1 июня 2009 руководство компании объявило о начале процедуры банкротства и принятии условий, скорректированных администрацией Барака Обамы.

По этим условиям должна быть принята программа реструктуризации, означающая, что к концу следующего года 21 тысяча рабочих заводов General Motors на территории США должны будут потерять работу, так как прекратят свою работу 13 предприятий. Сокращения расходов предполагается также достичь за счёт продажи большинства автомобильных марок, принадлежащих компании, в собственности GM должны остаться только востребованные непосредственно на американском рынке Buick, Cadillac и Chevrolet. Кроме того, будет почти вдвое сокращена дилерская мировая сеть компании: из ныне действующих 6 тысяч дилерских представительств останется лишь 3 тысячи 600. Правительство США предоставит кредит в размере 30 миллиардов долларов в обмен на более чем 50 % акций в компании, которая будет создана на обломках нынешней корпорации (над названием решили голову не ломать и именовать новое детище будут просто New GM - «Новая GM»). Специально оговаривается, что национализации предприятия не будет: как только восстановленный автопроизводитель преодолеет кризисные явления и крепко встанет на ноги (главные надежды возлагаются на выпуск нового автомобиля с прицелом на внутренний рынок), правительство продаст свою часть акций заинтересованным в покупке инвесторам. Так что банкротство для General Motors многие считают не смертью, а началом новой жизни.

Александр Бабицкий