Мотоциклы BMW: альтернативная история

мотоциклы BMWПри одном звуке трех магических букв – BMW – перед мысленным взором подавляющего большинства обывателей встает светлый облик роскошного автомобиля с узнаваемым бело-синим «пропеллером» на капоте. Однако, мало кто знает, что гражданская история баварского концерна началась не с четырехколесных «железных коней», а с мотоциклетной техники. Мотоциклы BMW – что известно об основоположниках знаменитой компании?

Как все начиналось

История баварских мотоциклов неразрывно связана с именем Макса Фрица – первого конструктора мотоциклетного отделения концерна BMW, в то время специализировавшегося на авиационных двигателях: Первая Мировая Война принесла целый вал заказов на «движки» для самолетов, которые позволили компании неплохо заработать. Макс Фриц пришел в концерн на второй день 1917 года, предварительно основательно поконфликтовав с руководителем на прежнем месте своей работы – концерне Mercedes. Как оказалось, творческая ссора Фрица и начальника штутгартской компании Пауля Даймлера оказалась судьбоносной для BMW – 33-летний инженер принес в концерн свежую струю идей, положив начало «гражданской» деятельности баварских заводов.

мотоциклы BMWПервое время, впрочем, Макс Фриц продолжал работу над авиадвигателями до тех пор, пока Германия не потерпела поражение в войне и, в соответствии с Версальским мирным договором, немецким компаниям не было запрещено производить военную технику и комплектующие для нее. После титанического трехлетнего удержания «на плаву» баварского концерна, в 1923 году вышел первый гражданский образец техники BMW – мотоцикл R32. Данная модель стоила значительно дороже конкурентов – но и предлагала гораздо большие возможности. Мощность в 8,2 лошадиных сил и максимальная скорость, равная 90 км/ч – по тем временам это было практически верхом ожиданий и желаний потенциальных покупателей. BMW R32 пользовался оглушительным успехом: за три года было распродано порядка трех с половиной тысяч экземпляров.

Уже через два года после дебютной работы в свет выходит второй мотоцикл BMW под индексом R37. Данная версия разрабатывалась с прицелом на выход на гоночный уровень – расчет полностью оправдался. Оригинальная конструктивная схема, герметичная систем агрегатов и вдвое большая, нежели у предшественника, мощность – 16 лошадиных сил – сделали BMW R37 одним из главных спортивных трендов того времени. Подтверждение этого служит тот факт, что именно на данной модели были выигран подавляющее большинство гоночных заездов в классе байков с объемом двигателя не более пятисот кубических сантиметров.

В 1929 году концерн достигает исторического рубежа – его мотоцикл признан самым быстрым в мире. Серийная модификация R27 позволила знаменитому гонщику Эрнесту Хенне установить мировой рекорд скорости – 216 км/ч. Именно с этой поры наблюдается заметная ориентация мотоциклов BMW именно на спортивное использование, на новые рекорды.

Война и мир

Выпустив за оставшееся до разразившейся войны десятилетие еще несколько привлекательных моделей, BMW подтвердило свой статус одного из главных мотопроизводителей мира. Подтверждено это было не только высочайшими продажами, но и высоким уровнем инновационной деятельности баварского концерна. Например, в 1935 году была изобретена гидравлическая телескопическая вилка – деталь, значительно повышающая качественный уровень амортизации мотоцикла. Данная разработка используется на всех мотоциклах и по сей день.

мотоциклы BMWВ 1937 году был установлен очередной исторический рекорд скорости, державшийся около 14 лет. Специальная разработка баварского концерна позволила уже знакомому Эрнесту Хенне развить скорость, равную 279, 5 км/ч. Этот легендарный заезд стал еще одним подтверждением лидерских позиций BMW в классе гоночных мотоциклов. Война внесла свои коррективы в развитие концерна. С 1939 года заводы в Мюнхене и Айзенахе были демонтированы, производство полностью остановлено. Любая другая компания ожидаемо не выдержала бы почти десятилетнего простоя, однако, BMW сумела удержаться «на плаву», на время переквалифицировавшись в концерн по ремонту уже существующей техники.

В конце 1948 года была выпущена первая послевоенная модель мотоцикла BMW. По сути, данный мотоцикл являлся своеобразной модификацией и доработкой довоенной модели, однако, даже подобный результат был поразителен – компания действовала в условиях тотальной нехватки средств и жесточайшего контроля властей союзников, позволявших выпускать лишь маломощные мотоциклы. BMW R24 – именно так называлась первая послевоенная модель, - стал своеобразным спасательным кругом, не позволившим компании кануть в небытие. За первые два года производство было реализовано около 27 тысяч экземпляров.

Однако, после столь триумфального возвращения наступил довольно долгий застой. В это время, в пятидесятых – начале и середине шестидесятых годов, - концерн занимался «доведением до ума» ранее выпущенных моделей и разработкой новых, предвидя надвигающийся мотоциклетный бум. И он грянул. В начале семидесятых годов BMW развернула бурную деятельность по производству гоночных и производных от них дорожных модификаций мотоциклов. Данные модели пользовались весьма широкой потребительской популярностью и принесли концерну неплохой доход. В 1973 году мотоциклетное подразделение BMW отметило пятидесятилетний юбилей, выпустив свой полумиллионный байк.

Восьмидесятые годы ознаменованы широким выпуском и разработкой внедорожных моделей мотоциклов. Испытания мотоциклов проводились в горах, сложных погодных условиях и даже в знаменитой пустыне Сахара. Именно с восьмидесятых годов ведет отсчет своего возраста знаменитая серия «К».

Начало девяностых отмечено выпуском миллионного экземпляра мотоцикла BMW, который был подарен всемирной организации Красного Креста. Удостоилась чести быть юбилейной модель К75 RT, один из наиболее популярных автомобилей того времени. На всем протяжении десятилетия наблюдалась тенденция возвращения деятельности компании в спортивное русло, выпуск моделей для профессионального мотоспорта.

В новое тысячелетие баварский концерн вошел с обновленной линейкой моделей, горячо полюбившейся как простым покупателям, так и профессиональным мотогонщикам. Модификации модели К 1300 становились неоднократными победителями различных мотоциклетных гонок, прослыли крайне надежными и скоростными мотоциклами. Будет ли радовать баварский концерн подобными байками и в дальнейшем? Покажет только время.

Максим Кузнецов