«Олдсмобиль» (Oldsmobile): история по-американски

«Олдсмобиль» (Oldsmobile): история по-американскиПоначалу название Oldsmobile может быть переведено практически дословно, как «старый автомобиль» или «автомобиль для стариков», что автоматически заносит эту марку в ретро. Этот бренд действительно является одним из старейших автомобильных брендов мира, однако название Oldsmobile, никак не связано с этим фактом, ведь существует с самого начала прошлого столетия. Дело в том, что в официальном названии Olds automobiles («Автомобили Олдса») общественности четко представлен создатель марки Рэнсом Олдс.

Обычная история: основывают одни, зарабатывают другие

OldsmobileАмериканская автомобильная история буквально построена на довольно стандартной ситуации: компании по производству машин основывают и разрабатывают первые модели одни личности, которые и делают свое имя брендом, а вот покупают эти бренды и делают на них деньги уже совсем другие. К этой же категории относится и Oldsmobile, детище инженера и предпринимателя Рэнсома Олдса, одного из истинных пионеров автомобилестроения в Новом Свете.

Рэнсом Олдс занялся конструированием автомобилей еще в те времена, когда для передвижения предполагалось использовать паровой двигатель - автомобиль на паровой тяге Олдс собрал в 1891 году. Однако он быстро понял, что будущее за бензиновыми двигателями, и уже со следующего года сосредоточился на разработке именно бензиновых моделей. Сумев привлечь инвесторов, в 1897 году он основал компанию Olds Motor Vehicle Company, которая, впрочем, из-за маркетинговых просчетов оказалась несостоятельной. Пришлось привлекать новых инвесторов, благодаря которым компания была реструктуризирована и в 1899 году получила новое название, Olds Motor Works. На это раз дела пошли значительно лучше, и к 1901 году Олдс создал сразу несколько моделей, которые при соответствующей доработке могли быть пущены в серийное производство.

Однако в 1901 году из-за нарушения правил безопасности на родовом заводе компании в Лэнсинге, штат Мичиган, произошел пожар, уничтоживший все предприятие. Спасти удалось лишь одну модель под названием Curved Dash, и именно ей предстояло стать классическим «олдсмобилем». Необходимо отметить, что именно компания Olds Motor Works явилась настоящим пионером в области использования конвейера при сборке автомобилей, а никак не Генри Форд, как почему-то принято думать. В 1908 году из-за неблагоприятной конъюнктуры рынка у Olds Motor Works появились финансовые сложности, из-за чего компания была продана General Motors, а сам Рэнсом, уже бывший богатым человеком, основал собственную компанию под названием REO Motor Car Company.

Oldsmobile: американская автомобильная история

OldsmobileСобственно, именно модель Curved Dash и создала компании Олдса солидную репутацию, именно эта модель и получила популярность среди покупателей и вошла в американскую бытовую культуру под названием «олдсмобиль». На основе этой репутации новое подразделение корпорации General Motors под своим старым названием и продолжало выпускать автомобили вплоть до начала XXI века, став одной из весьма немногих автомобильных марок, имеющих историю, протянувшуюся сразу через три столетия. Правда, основными эпохами существования бренда, главными этапами его расцвета можно считать два периода - начало прошлого века, вплоть до конца двадцатых годов, и эпоха шестидесятых-семидесятых.

В первом случае наблюдалась тенденция использования традиций отца-основателя марки, Рэнсома Олдса, для создания машин класса люкс. После Curved Dash таким автомобилем стала модель Limited Touring, выпущенная в 1910 году. Это был действительно успех в группе люксовых автомобилей: за три года было продано более семисот автомобилей, цена каждого из которых колебалась от 4600 до 5800 долларов (по тем временам - стоимость приличного дома).

Однако в сегменте рынка бюджетных автомобилей конкуренция была очень серьезной, нишу дешевого народного автомобиля безраздельно занял Ford. Так что последующие десятилетия стали для Oldsmobile временем поступательного, но не слишком бурного развития. А в пятидесятые годы выпускаемые под этой маркой модели и вовсе стали притчей во языцех из-за крайне неудачных дизайнерских решений. Но вскоре пришел новый громкий успех: в 1962 году был выпущен первый автомобиль с турбодвигателем, а в 1966 году появилась модель Tornado, ставшая первым серийным переднеприводным автомобилем современного типа.

Благодаря этим двум безусловным достижениям бренд Oldsmobile стал одним из наиболее популярных в США в шестидесятые, семидесятые и даже во многом в восьмидесятые годы. Однако в девяностых Oldsmobile уже не мог угнаться за конкурентами на старом багаже, новых же революционных разработок так и не случилось. Это привело к тому, что в 2004 году был выпущен последний на данный момент автомобиль под брендом Oldsmobile. Продолжится ли история одной из старейших автомарок мира или она уже закончена, пока не ясно.

Александр Бабицкий