Ретро-автомобили СССР

Ретро-автомобили СССРНесмотря на растущее количество подержанных автомобилей европейского, японского, южнокорейского и американского производства, немалое число российских, украинских, белорусских и остальных автолюбителей по-прежнему ездят на машинах, собранных в Советском Союзе. И зачастую оказывается, что те автомобили, которые вроде бы уже «ретро», до сих пор являются самыми что ни на есть боевыми единицами. Однако все чаще в число ретро-автомобилей, наряду с действительно редчайшими образцами довоенных и первых послевоенных лет, попадают и машины семидесятых-восьмидесятых годов.

По американским образцам, но на свой манер

Ретро-автомобили СССРИнтерес к советским ретро-автомобилям имеет множество мотивов. Конечно, никуда не деться от ностальгических воспоминаний автолюбителей старшего поколения. Играет свою роль и живой интерес более юных коллекционеров к «живой» истории своих предков. Но немаловажное значение имеет и тот оригинальный характер, который был присущ советскому автопрому - избирая в качестве исходных образцов зарубежные модели, он в итоге создавал нечто совершенно иное. Да и народные умельцы не дремали, зачастую превращая серийные автомобили в эксклюзивные авто.

Ни для кого не секрет, что в конце двадцатых - начале тридцатых годов прошлого века советская автомобильная промышленность появилась благодаря сотрудничеству с американским гигантом Ford Motor Company. 31 мая 1929 года между советским руководством и компанией Генри Форда было заключено соглашение о технической помощи по организации и налаживании массового производства легковых и грузовых автомобилей. Основой производственной программы были выбраны модели Ford-А и Ford-АА. Первый серийный НАЗ-АА был выпущен на Нижегородском автозаводе 29 января 1932 года. В отличие от американского модели на советской был усилен картер сцепления, рулевой механизм, установлен воздушный фильтр, спроектирован бортовой кузов. Полностью из советских комплектующих ГАЗ-АА собирали с 1933 года, когда он уже получил новое названия благодаря переименованию завода в Горьковский автозавод. В общей сложности было выпущено 41 917 машин.

Довольно быстро от простого копирования американских образцов советские инженеры перешли к конструированию собственных машин. Да еще каких - еще до войны был разработан и произведен в качестве прототипа первый советский спортивный автомобиль - ЗИС 101 Спорт, во многих инженерных и концептуальных аспектах опережавший свое время. Однако первое его испытание пришлось на 1940 год, в дальнейшем же советской промышленности было не до спортивных автомобилей.

Все-таки были в СССР хорошие автомобили…

Ретро-автомобили СССРЛегендарным автомобилем своего времени, олицетворением народного подвига и начала новой, мирной жизни стала «Победа» - ГАЗ М20. Разработка автомобиля для мирной жизни началась уже в 1943 году, когда после битвы на Курской дуге стало понятно, что победа в войне предрешена. В качестве основы были выбраны технические и технологические решения, использованные в американском Ford 1934 года и в немецком Opel Kapitän 1938 года. Однако считать «Победу» лишь копией этих моделей неверно - точнее будет сказать, что данные машины стали вдохновением для разработки нового автомобиля. Кстати, первоначально машину предполагали назвать «Родина», однако название не устроило самого Сталина, задавшего вопрос, за сколько будут продавать родину, и название изменили.

С началом серийного выпуска стали очевидны изначальные недоработки и проблемы: детонация двигателя, ненадежность дверных ручек и изоляции кабины, неэффективность глушителя, высокий расход топлива, непродолжительность работы задних рессоров и так далее. Однако при последующем выпуске большинство неполадок было устранено, а в пятидесятые «Победа» стала законодательницей мировой автомоды - именно в ней был использован кузов типа «понтон», который повышал аэродинамические свойства машины, обладал привлекательной внешностью и вскоре стал популярен и в Европе, и в США. Всего же с 1946 по 1958 годы было выпущено почти 236 тысяч автомобилей «Победа».

Другим легендарным советским автомобилем является «Волга», предел мечтаний рядового советского гражданина и показатель высокого имущественного, социального и номенклатурного статуса. Именно «Волга» и должна была сменить «Победу» в качестве престижного советского автомобиля. Разработка модели началась с 1953 года, а начало серийного производства автомобиля ГАЗ-21М «Волга» датируется декабрем 1956 года. На нем впервые в Советском Союзе была установлена автоматическая трансмиссия. Кроме того, наконец-то долговечность и надежность кузова советского автомобиля определялась не толщиной листового железа, как прежде, а тщательной грунтовкой и обработкой антикоррозийными материалами. Эти и другие достоинства привели к тому, что «Волга» получила признание не только на родине, но и за ее пределами, в 1958 году получив Гран-При на Брюссельской выставке. Всего же с 1956 по 19570 годы было выпущено около 640 тысяч автомобилей модели ГАЗ-21М «Волга».

Александр Бабицкий