Элитное пиво: быть такого не может?

Элитное пиво: быть такого не может?Вообще-то использование определения «элитное» в отношении пива вызывает у многих настороженность и даже отторжение. И такую реакцию можно понять - странным выглядит слово «элитное», подразумевающее избранность, эксклюзивность и уникальность, по отношению к пиву, третьему по популярности напитку в мире (уступает лишь воде и чаю) и наиболее распространенному и употребляемому алкогольному напитку на планете. Какая же здесь избранность и уникальность, когда пиво доступно всем?

О чем говорят, вспоминая элитное пиво

Вообще же, прежде чем формулировать критерии элитарности пива, нужно разобраться в том, какие требования в целом к элитному алкоголю, какой именно алкоголь считается элитным. Существует целый ряд критериев, по которым Элитное пивоопределяется элитарность спиртного напитка. Первым делом на ум приходит, конечно, стоимость бутылки того или иного алкогольного напитка. И здесь есть свои резоны - чем дороже напиток, тем он эксклюзивнее, тем более узок круг его потенциальных потребителей, ведь не всякий человек способен приобрести, скажем, бутылку виски или вина, стоимостью тысячи долларов за бутылку. Однако в случае с пиво у ценового фактора наблюдаются некоторые проблемы - ведь большинство по-настоящему качественных сортов пива находятся в одном ценовом диапазоне и разница между ними не достигает заоблачных значений. При этом существуют более и менее дорогие сорта пива, так что в определенной степени цена как показатель элитарности играет свою роль и для пива.

Однако цена является решающим фактором далеко не всегда, ведь есть еще и такие показатели как количественные ограничения производства алкоголя, престиж бренда-производителя, традиции той или иной марки и так далее. И вот уже эти показатели имеют для пива гораздо большее значение, нежели цена сама по себе. Потому что если определенный сорт пива производится уже на протяжении десятилетий, а то и столетий, если эта марка зарекомендовала себя как производитель в высшей степени качественной продукции и если пиво является продукцией пивоварни, которая не гонится за количеством, а производит ограниченный объем отборной продукции - это куда более верный признак элитарности, нежели цена. Другое дело, что обычно все эти объективные показатели влекут за собой и повышение цены. Впрочем, в Европе, в имеющих богатые пивные традиции странах (Германия, Чехия, Великобритания) многие из высококачественных и элитных сортов пива не являются сверхдорогими. В этом еще одна особенность российского рынка - здесь главным и практически единственным критерием избранности является высокая стоимость.

Элитное пиво все популярнее

Элитное пивоВ последние годы потребление сортов пива, которые считаются элитными на том или ином национальном рынке, неизменно росло, пусть и различными темпами и не без перепадов. Для этого было несколько причин, каждая из которых несла отражение особенностей того или иного рынка. В тех странах, где пиво является распространенным напитком, повышение доли потребления элитных сортов стало свидетельством повышения уровня благосостояния населения и способности покупать более качественный продукт. Там, где пиво до поры до времени уступало позиции другим алкогольным напиткам, например вину, сказалось повышение цен на конкурирующую продукцию, в результате чего потребитель изыскал альтернативный вариант. Где-то, как в России, одной из основных причин внимания к пиву вообще и к элитным его сортам в частности называют изменения структуры алкогольного рынка: запрет на рекламу крепкого алкоголя в условиях продолжающейся какое-то время свободной рекламы пива сформировал потребительский спрос именно на этот напиток, а со временем требования к количеству переросли в потребность в качестве.

Определение конкретных сортов элитного пива также имеет свою специфику: традиционно элитным считается то пиво, которое производится в малых количествах, благодаря чему практически не предполагает экспорта. Получается, что в каждой стране элитное пиво определяется отборными отечественными сортами. Однако в России так сложилось, что потребитель практически не видит в элитном сегменте национальных сортов, поэтому чаще всего элитным считается высококачественно импортное пиво, в данном случае чешское и немецкое. Так, элитными считаются дорогие (в первую очередь по причине своего иностранного производства, не путать с более дешевыми одноименными сортами, произведенными в России по сублицензии) сорта «Крушовице», «Старопрамен» (Чехия), «Пауланер», «Францисканер», «Шпатен» (Германия), которые у себя на родине являются вполне рядовым продуктом. А вот, например, пиво «Баренбрау» или «Хакер-Пшор Вайсе», в Германии почитамое за элитное, в Восточной Европе практически неизвестно по уже упоминавшейся причине: эти сорта раскупаются внутри страны и практически не экспортируются.

Александр Бабицкий