Ликвидность ценных бумаг: мобильность и удобство

ликвидность ценных бумагЛюбой бизнесмен, предпринимательская деятельность которого связана с торговлей на финансовых фондовых рынках, среди прочих неизменных атрибутов ценной бумаги как объекта торговли выделит такое понятие, как «ликвидность ценных бумаг». Данное весьма туманное определение устанавливает важнейшие показатели ценной бумаги, напрямую влияющее на ее «ценность» и статус.

Ликвидность как состояние

Ликвидность ценных бумаг – не что иное, как плавающий показатель способности ценной бумаги быть обменянной на деньги без значительных изменений ее стоимости – проще говоря, показатель скорости продажи. В условиях динамично изменяющегося фондового рынка подобный критерий является едва ли не главнейшим: невозможность избавиться от акций или же прочих ценных бумаг в случае стремительного понижения их стоимости может повлечь весьма значительные убытки.

В силу того, что ликвидность – это, прежде всего, временной показатель, она зависит от ряда объемно-количественных факторов. К примеру, неабстрактная ликвидность ценной бумаги находится в прямой зависимости от величины пакета покупки или продажи. Выброс на торги крупного неделимого пакета акций одновременно воздействует на два прямо противоположных показателя ликвидности: в силу довольно значительной суммы сделки продавец пакета сознательно ограничивает круг потенциальных покупателей лишь солидными клиентами, однако, в то же время, увеличивает покупательскую привлекательность акций этим же самым размером: к примеру, пакет размером в 25% от общего числа акций крайне привлекателен в силу того, что дает собственнику право реально участвовать в управлении акционерным обществом-эмитентом.

Ликвидность также определяется ценовыми факторами – так называемым «спредом». Спред – это разница между ценой покупки акции и ценой ее же продажи. Высоколиквидные ценные бумаги характеризуются весьма низким спредом – порядка 0,5%. Соответственно, чем больше спред – тем менее ликвидной является ценная бумага.

Еще одним показателем ликвидности ценной бумаги является ежедневный объем операций купли-продажи с этой ценной бумагой. Данный показатель выражает такой довольно неоднозначный фактор ликвидности в частности и статуса акции  в целом, как популярность. Высокие показатели ценной бумаги в этом аспекте указывают на интерес покупателей к ценной бумаге и наличие условно свободных активов у продавцов.

Последним и также весьма субъективным показателем ликвидности ценной бумаги является количество профессиональных дилеров фондовой биржи, также называемых маркетмейкеров, которые выставляют собственные котировки на ценную бумагу и имеющие некий «запас» единиц данной ценной бумаги. Сам факт подобного внимания профессиональных участников фондового рынка, а также наличие озвученного резерва ценных бумаг, несомненно, повышает их ликвидность.

Повышение ликвидности

В силу того, что ликвидность является одним из главенствующих атрибутов ценной бумаги, задачей эмитентов первостепенной важности является повышение данного показателя. Достигаться эта цель может различными способами: как эмиссионными, так и вторичными.

Так как ликвидность ценной бумаги определяется степенью популярности, грамотным шагом по повышению данного показателя является поэмиссионное распространение ценных бумаг широкому кругу покупателей. Одновременно данное действие улучшит и оборачиваемость бумаги. Кроме того, не подвергается сомнению тот факт, что эмитенту и дилерам необходимо добиваться размещения ценной бумаги в биржевых листах, обеспечивать надежность и простоту проведения сделок с ней.

Наряду с биржевым продвижением ценной бумаги необходимо также проводить работу по реализации акций, облигаций и прочих ценных бумаг во внебиржевых условиях: чем шире сфера, тем большее количество потенциальных покупателей. Привлечение маркетмейкеров к продвижению ценной бумаги – весьма мудрый ход со стороны эмитента или же иного заинтересованного лица: указанные субъекты имеют несомненное влияние и авторитет в биржевом мире.

Как становится ясно, высокая ликвидность ценных бумаг – это результат целого комплекса мер по продвижению ценной бумаги на различных рынках. Идеальной стратегии создания высоколиквидных бумаг не существует, однако, если процедуры повышения ликвидности будут проведены четко и своевременно, на выходе будет получена ценная бумага с весьма хорошим показателем инвестиционной привлекательности.

Максим Кузнецов