Несовершенная конкуренция: есть нюансы

Несовершенная конкуренция: есть нюансы Современная мировая экономическая система практически полностью, за исключением таких феодально-социалистических «оазисов», как Северная Корея, основана на конкуренции. В экономике под конкуренцией понимают соперничество участников рынка за получение преимущества посредством лучших условий приобретения, производства и продажи товаров. Однако экономическая конкуренция может выступать в различных формах, в том числе и в таких, когда о самой конкуренции нужно говорить с множеством уточнений. Такова несовершенная конкуренция.

Откуда вырастает несовершенная конкуренция

Несовершенной называют такую разновидность рыночной конкуренции, когда производители тех или иных товаров имеют возможность контролировать формирование и колебания цен на свою продукцию. Таким образом, основной принцип конкурентной борьбы - повышение соотношения «цена-качество» за счет стремления производителя и продавца привлечь покупателя - не то чтобы отменяется вовсе, но существенным образом искажается. В условиях, когда производитель ориентируется в своей ценовой политике не на требования рынка, не на необходимость предложить потенциальному клиенту как можно больше за меньшие деньги, конкуренция является весьма условным понятием. Потому что конкуренция означает, во-первых, доступ покупателя к информации о том, каким же образом формируется цена на товар, как она соотносится с себестоимостью и так далее, во-вторых, наличие неограниченного количества участников рынка. При несовершенной конкуренции рынок представляет собой поделенное между несколькими крупными игроками пространство, которые его контролируют и фактически не пускают новых участников, которые могли бы создать более здоровые конкурентные условия и способствовать снижению цен. Похожая ситуация возникает тогда, когда на рынке какого-либо товара существует ограниченное количество покупателей, которые, имея возможность выбора среди многих продавцов, могут способствовать тому, что цена на товар будет заниженной. Тем самым экономический баланс также нарушается, препятствуя аккумулированию финансовых средств в руках экономически активных субъектов и развитию всего рынка.

Монополистическая конкуренция

Существует несколько разновидностей несовершенной конкуренции и одним из них, встречающимся наиболее часто, является монополистическая конкуренция. Нужно отметить, что монополистическая конкуренция является на практике наиболее конкурентной из всех доступных видов конкуренции. Ведь совершенная конкуренция, то есть ситуация, при которой на рынке имеется неограниченное количество продавцов, торгующих одним и тем же товаром, и неограниченное количеством покупателей, существует почти всегда лишь в теории. В реальности же наблюдается обычно именно монополистическая конкуренция, то есть присутствие на рынке дифференцированных товаров. Это означает, что товары по своим основным характеристикам и функциям являются одинаковыми, однако могут отличаться некоторыми особенностями, наличием или отсутствием отдельных характеристик, внешним видом, дизайном, упаковкой и тому подобным. То есть, с одной стороны, товар производится и продается многими участниками рынка, но при этом в каждом случае обладает такими особенностями, которые делают конкретного производителя своего рода монополистом. Например, винодельческий рынок предлагает широкий выбор вин самых разных сортов, однако каждая марка вина является особенной и отдельный производитель является в какой-то мере монополистом. Обычно число производителей при монополистической конкуренции довольно обширно, вход на рынок не предполагает слишком серьезных затруднений, при этом продавцы вынуждены в первую очередь стремиться к безубыточности своего бизнеса, а не к сверхдоходам.

Олигополия

Следующим шагом от теоретической совершенной конкуренции является олигополия, то есть такая структура рынка, когда производство и продажа того или иного вида товара контролируется ограниченным числом игроков, обычно всего несколькими. Нужно отметить, что последние десятилетия в развитии мировой экономики отмечены особенным усилением именно этой тенденции, то есть укрупнением капитала и сосредоточением власти над рынком в руках нескольких крупнейших и в большинстве случаев транснациональных корпораций. И в этом случае пробиться на рынок новому игроку практически невозможно по двум причинам: во-первых, рынок уже поделен основными игроками, в их руках находятся главные источники сырья, каналы сбыта, рекламные ресурсы и так далее. Во-вторых, рынок в состоянии олигополии предполагает обычно получение компаниями прибыли за счет огромных масштабов производства и торговли. При этом издержки производства компенсируются именно за счет огромного количества товаров, поэтому новому игроку необходимо обладать значительными финансовыми ресурсами, чтобы сразу вступать на рынок с существенными производственными масштабами. При этом цена на олигополистическом рынке изменяются крайне редко именно в силу стабильности положения - на продавцов не давит активная конкуренция.

Причем уровень цен может быть сформирован разными путями:

  • тайный сговор основных игроков рынка,
  • так называемая ситуация лидерства в ценах, когда цены устанавливает самый крупный игрок на рынке, а остальные следуют за ним,
  • модель ситуативного реагирования, когда каждый из контролирующих рынок компаний внимательно следит за ценовым поведением других и соответствующим образом реагирует.

Финальной стадией отхода конкурентной борьбы от принципов совершенной конкуренции является монополия, когда производство и продажа конкретного товара осуществляется одной-единственной компанией или государством, однако в данном случае о конкуренции как о таковой, даже о несовершенной, говорить не приходится. Ведь никакого соперничества между участниками рынка нет ввиду отсутствия таковых.

Александр Бабицкий