Рыночная стоимость предприятия

Рыночная стоимость предприятияПредприятие является основным субъектом современной экономической деятельности, поэтому вопрос о его стоимости весьма важен. Действительно, именно по рыночной стоимости предприятия можно судить о его деловом потенциале, о влиянии на ситуацию на рынке и на отношения между его участниками.

Что составляет цену предприятия

Рыночной ценой предприятия называют ту стоимостную оценку, которую дали участники сделки по купле-продаже того или иного предприятия. Таким образом, рыночная цена не является постоянной, зафиксированной величиной, это скорее образец прецедентного права в экономике – приобретение какого-либо предприятия и обнародованная сумма сделки является ориентиром для подобных сделок с предприятиями со схожими показателями. Рыночная цена всегда является следствием переговорного процесса между покупателем и продавцом предприятия. Именно поэтому ключевое значение при определении рыночной стоимости имеет оценка, проводимая обычно представителями специального финансово-юридического института оценщиков.

В рыночную стоимость входит стоимость имущественного комплекса предприятия, то есть всех видов имущества, которые вовлечены в хозяйственную деятельность. В состав имущественного комплекса по обыкновению включают:

  • все виды недвижимости,
  • транспортные средства,
  • оборудование,
  • запасные части для машин всех видов,
  • сырье,
  • инвентарь,
  • непосредственные запасы готовой продукции,
  • все виды нематериальных активов (бренд, имущественные обязательства, интеллектуальную собственность – патенты, лицензии и тому подобное).

Исходя из составных частей имущественного комплекса различают такие виды рыночной стоимости предприятия, как стоимость действующего предприятия и стоимость предприятия по активам (оценивается отдельно каждый элемент предприятия на случай отдельной продажи после расформирования компании). Выделяют также виды рыночной стоимости предприятия, основанные на источниках формирования его дохода:

  • инвестиционная стоимость;
  • обоснованная рыночная стоимость;
  • ликвидационная стоимость (совпадает со стоимостью предприятия по активам).

Оценка рыночной стоимости

Оценка рыночной стоимости предприятия имеет важнейшее значение для функционирования экономической системы. Во-первых, именно на основе оценки стоимости предприятия формируется его цена - ведь продавец стремится максимально завысить цену, а покупатель, напротив, занизить, поэтому нужен объективный механизм оценки. Во-вторых, предприятие является особым видом товара, таким, инвестиции в который призваны принести прибыль по прошествии определенного времени - а это также необходимо учитывать при сделке купли-продажи. В-третьих, ценообразование в сфере торговли предприятиями имеет особое значение для всей экономики, отчего к подобным сделкам всегда проявляет пристальное внимание государство, особенно его антимонопольное и налоговое ведомства. Наконец, необходимо учитывать ту самую специфику предприятия, которое является системным товаром, то есть может быть продано как целиком, так и по частям.

Впрочем, оценка рыночной стоимости предприятия для осуществления сделки купли-продажи - это лишь один из случаев, когда возникает необходимость в подобной оценке. Помимо этого, существуют также и другие варианты, когда необходимо получить данные о рыночной стоимости предприятия:

  • оптимизация хозяйственно-производственной деятельности требует точного понимания, какого рода и каких размеров требуются инвестиции в те или иные элементы предприятия и насколько они будут оправданными; определение руководством предприятия собственного экономического потенциала для принятия решения по крупному внешнему инвестированию (в другие субъекты экономической деятельности);
  • периодическая оценка рыночной стоимости помогает отслеживать динамику развития предприятия и на раннем этапе диагностировать возможные сложности - это один из наиболее эффективных способов обнаружения опасности банкротства.

Для получения общей информации о рыночной стоимости предприятия обычно исследуют такие данные, как:

  • размер уставного капитала,
  • организационно-правовая форма предприятия,
  • основные текущие финансовые показатели,
  • сведения об основных владельцах,
  • история предприятия,
  • отчет о маркетинговой политике,
  • бухгалтерский баланс,
  • финансовый отчет за определенный временной промежуток
  • отчет о движении денежных средств предприятия.

Александр Бабицкий