Рябушинские: от сохи – к Государственному совету

Рябушинские: от сохи – к Государственному совету Даже непонятно - и почему марксистско-ленинская история России (то есть та, которая писалась после 1917 года) вычеркнула династию Рябушинских, а если где и упоминались члены этой семьи, то исключительно в негативном контексте. А ведь история династии блестяще подтверждает многие тезисы вождя мирового пролетариата, Ленина: начиная от «каждой кухарки», которая может управлять государством, и заканчивая обязательным положением о природной одаренности «униженных и оскорбленных», которая помогает им возвыситься.

Может, все дело в том, что настолько, как это сделали Рябушинские, не полагалось возвышаться крестьянам в Советской России?

Первым Рябушинским был Михаил Яковлевич Демидов (1787-1858 гг.). Нет, это не ошибка. Основатель династии действительно носил фамилию Демидов, был уроженцем Калужской губернии, слободы Ребушинской Пафнутьево-Боровского монастыря. Приехав в 1802 году в Москву, он записался в 3-ю гильдию московского купечества и начал торговать суконным товаром в Холщовом ряду Гостинного двора. В 1820 году Михаил Демидов стал Рябушинским - фамилию он сменил из-за перехода в старообрядчество (поближе к крупнейшим купеческим династиям) и, не мудрствуя лукаво, выбрал название родной слободы.

Десять лет напряженного труда (с 1802 по 1812 гг.) пошли прахом в один день - когда Москва, оккупированная французской армией, была пущена дымом и пеплом. Михаилу Яковлевичу и его детям понадобилось около тридцати лет, чтобы восстановить разрушенное благосостояние (это же какой потрясающей энергией и верой в себя нужно обладать, чтобы уподобиться фениксу). Но в 1846 году он уже открыл собственную фабрику. Правда, небольшую, но если учесть, с чего пришлось начинать, то эта фабрика представляется более величественной, чем египетские пирамиды.

Умер первый Рябушинский в 1858 году, оставив своим сыновьям пять лавок, три текстильных фабрики (в Москве, Медынском и Малоярославском уездах Калужской губернии) и состояние в два миллиона.

Сыновья из-за наследства ссориться не стали, дробить капитал и имущество не пожелали, а учредили «Торговый дом В. и П. братьев Рябушинских» - звали их Павел Михайлович (1820-1899 гг.) и Василий Михайлович (1826-1885 гг.). Главой дела стал Павел, как более способный к руководящей должности, и в 1882 г. предприятие получило право использовать в торговых целях изображение Государственного герба - а в те времена подобную честь оказывали только при высочайшем качестве изделий. Братья Рябушинские честь заслужили, их пряжа из египетского и американского хлопка, цветные узорчатые ткани были выше всяких похвал. В 1884 году братьям Рябушинским указом Правительствующего Сената было пожаловано почетное гражданство.

Павел Михайлович Рябушинский оставил своим детям уже 20 миллионов - гигантское состояние. Правда, детей было много - аж 16 душ (трое умерли в младенчестве).

Одним из них был Павел Павлович Рябушинский (1871-1924 гг.), самый известный представитель династии и глава семейства в третьем поколении. Об этом Рябушинском даже упоминал Маяковский в пьесе «Клоп» («Вы только посмотрите на эту селедку! И за что мы прогнали бедного господина Рябушинского, если сейчас продают таких килек?!»).

Павел Павлович был первым из Рябушинских, которые занялись не только банковскими и промышленными делами, но и общественной деятельностью. Он был председателем Московского биржевого комитета, членом Государственного совета по выборам от промышленности, председателем Общества хлопчатобумажной промышленности, председателем Всероссийского союза промышленности и торговли.

Из Рябушинских не только Павел Павлович занимался чем-то, кроме семейного бизнеса. Федор Павлович Рябушинский (1885-1910 гг.) спонсировал научную экспедицию на Камчатку. Дмитрий Павлович (1882-1962 гг.) в 1904 году основал в подмосковном семейном имении Кучино Аэродинамический институт (при помощи отца русской авиации Н.Е.Жуковского). Владимир Павлович в 1925 году создал в Париже общество «Икона», которое занималось популяризацией русского духовного и художественного наследия.

К сожалению, в связи с глобальными переменами в стране - октябрьской революцией, Павел Павлович Рябушинский стал не только первым общественным и государственным деятелем из династии Рябушинских, но и последним. Вождь мирового пролетариата, одержимый мыслью, что управлять Россией способна каждая кухарка, почему-то напрочь отказывал в управительских способностях не только дворянам, но и купцам - даже (и особенно!) тем, кто в предках своих числил крестьянство.

Павел Павлович эмигрировал в Францию, где и скончался в 1924 году (стыдно должно быть государству, которое изгоняло лучших своих детей). Вместе с ним эмигрировала и вся семья (за исключением двух сестер - Надежды и Александры, которые впоследствии погибли в лагере на Соловках).

Но несмотря на превратности судьбы, Рябушинские, оказавшись вдали от родины и лишенные всех капиталов, все же пытались высоко держать знамя русского купечества. Переключившись на религиозную деятельность, они занимались издательством православных газет и журналов, организацией выставок православной живописи и так далее. Верность России хранили все поколения этой династии, даже те представители, которые родились во Франции и никогда не видели русской земли. Обиженные, оболганные и обворованные своей родиной, они, тем не менее, не бросились записываться в немецкую армию во время оккупации Франции во второй мировой войне. Рябушинские воевали во французском Сопротивлении. И так и остались русскими старообрядцами, представителями одной из лучших купеческих фамилий России. Недаром ведь Карл Каутский называл Павла Павловича Рябушинского олицетворением русского крупного капитала.

София ВАРГАН