Ле Корбюзье

Ле Корбюзье Красивые сады на крыше, бассейны, открытые террасы, которыми мы так восхищаемся, а особенно пентхаусы, построенные на крыше дома, не были бы в наше время такой простой и доступной реальностью, если бы в свое время известный французский архитектор швейцарского происхождения занимался бы семейным бизнесом по нанесению эмали на часы. Если у человека есть талант, то его необходимо реализовывать в полной мере, как когда-то сделал Ле Корбюзье, родившийся под именем Шарль Эдуард Жаннере-Гри. Ле Корбюзье - псевдоним, выбранным им в последствии.

Один из наиболее заметных архитекторов XX века родился 6 октября 1887 в Швейцарии, в городе франкоязычного кантона Нёвшатель Ла Шо-де-Фон. В 13 лет мальчик поступил в Школу искусств в Шо-де-Фон, где учился декоративно-прикладному искусству у преподавателя Шарля Леплатенье, и одновременно с этим начал самостоятельно заниматься ювелирным делом и гравировать крышки часов. Однако архитектура интересовала его гораздо больше, и еще не достигнув восемнадцатилетия, Ле Корбюзье начал свой первый архитектурный проект в компании с профессиональным зодчим. Когда дом для гравёра Луи Фалле, члена совета Художественной школы, был закончен, на заработанные деньги будущая звезда архитектуры уехал в первую образовательную поездку по Италии, Австрии и Франции.

жилая единица

С этого момента началось становление Ле Корбюзье как человека, изменившего взгляды общества на помещения. Учась у архитекторов, которые первыми начали работать с железобетоном, Ле Корбюзье впоследствии постоянно использовал этот материал в собственных работах. Переехав в 1916 году в Париж, архитектор знакомится со многими известными художниками, среди которых Брак, Пикассо, Грис, Липшиц, Леже, Озанфан. Сдружившись с последним, известный зодчий при финансовой поддержке Ла Роша организовал в 1919 году философско-художественный журнал-обозрение «Эспри Нуво», в котором впервые появился псевдоним Ле Корбюзье – ведущего архитектурный отдел.

Активно занимаясь архитектурой, Ле Корбюзье стал знаменит своей фразой «Дом - это машина для жилья», предлагая относиться к проектированию здания также продумано, как и к конструированию техники. После того, как зодчий сформулировал пять отправных точек современной архитектуры (опоры-столбы, поддерживающие дом; крыши-сады, которые можно было делать благодаря железо-бетонным перекрытиям; свободная планировка, которая стала возможна благодаря отказу от несущих стен и замене их поддерживающими колоннами; расположение окон вдоль по фасаду; свободный фасад, потому что опоры вынесены за его пределы), он придерживался их в своих работах. Именно они чаще всего используются в современной архитектуре при строительстве зданий.

 

вилла Савой

Яркими примерами работ Ле Корбюзье, отвечающими его принципам, можно назвать виллу Савой (1928-1930) и «Жилую единицу» - 17-этажное жилое здание в Марселе (1947-1952). Последнее оказало особенно сильное влияние на развитие архитектуры: позже были построены аналогичные жилые единицы в Нант-Резе, Западном Берлине и в Фермини. Идеи Ле Корбюзье были реализованы и в нашей стране, например при постройке дома Центросоюза в Москве (1928-1935). Теории известного всему миру архитектора легли в основу «Афинской хартии», принятой IV Международным конгрессом современной архитектуры (1933) и используются до сих пор в современной архитектуре.

Помимо личных достижений, которых весьма немало: Ле Корбюзье избран почётным доктором университета в Цюрихе (за исследование математических порядков, 1934), Технического университета в Цюрихе (1955 год), университета в Кембридже (1959), университета Колумбии (Нью-Йорк, 1961), университета Женевы (1963), является почетным членом многих Академий искусств, награжден французским Орденом Почётного легиона (орденом Рыцаря (1937); орденом Командора (1952); орденом Офицера высшего ранга (1963)), французским орденом «За Заслуги» (1961), золотой медалью Королевского института Британских архитекторов (1953), золотой медалью AIA (Американского института архитекторов, 1961) и золотой медалью города Флоренции (1963), он воспитал таких известных архитекторов, как Маэкава, Колли, Фрай, Сакакура, Кандилис и многие другие.

Болотова Лёля