Офисные центры Москвы – послекризисное оживление

офисные центры МосквыПрошедший 2009 год заставил отечественных бизнесменов вспомнить выражение «затянуть пояса». Мировой Финансовый кризис не оставил камня на камне от иллюзии процветания, которой так упивались новоиспеченные российские олигархи. В первую очередь, разумеется, пострадала сфера коммерческой недвижимости, которая с трудом приходит в себя после пережитого шока. В настоящее время на рынке офисных центров Москвы наблюдаются несколько важных тенденций: оживление спроса, преобладание аренды над покупкой недвижимости, возобновление кредитования ипотечных сделок.

Все офисные площади делятся на четыре категории: A, B, C и D. Различаются они между собой степенью комфортности и статусом. Офисная недвижимость категории A – это площади в сверхсовременных бизнес-центрах, оснащенные в соответствии всем стандартам безопасности и комфорта, которые являются не только местом размещения административных органов компании, но и показателем серьезности и «статусности» фирмы. А офисные площади категории D - это практически то же самое, но, как говорится, «и здания пониже, и охрана пожиже».

Ценовая политика в сфере офисной недвижимости

Кризис наложил свой отпечаток на состояние рынка коммерческой недвижимости: финансовые трудности заставили изменить тактику поведения и покупателей и реализаторов площадей, а также арендаторов офисного пространства.

Наиболее заметной тенденцией стал процесс отказа руководства большинства московских компаний от, казалось бы, неотвратимо грядущего и запланированного приобретения недвижимости. Обусловлено это, несомненно, тяжелым финансовым положением и опаской прогадать в цене. Выход был найден просто: московские компании заметно активизировались на рынке аренды площадей – арендная плата колеблется от 300 до 700 долларов за квадратный метр офисной площади в год, естественно, в зависимости от категории офиса и его дислокации: чем ближе к Центру тем, соответственно, выше стоимость пресловутого «квадрата».

Кроме того, сами счастливые владельцы коммерческой недвижимости также не горели желанием навсегда расстаться со своими площадями, очевидно, опасаясь продешевить.

Тенденции рынка в векторе направленности спроса-предложения

К концу ушедшего года ситуация начала несколько меняться: спрос, пусть и не очень значительно, возрос, причем как на аренду, так и на покупку коммерческой недвижимости (от 4 000 долларов за квадратный метр). Должно быть, предпринимателей и бизнесменов, что называется, несколько «отпустило» и прежние докризисные планы по захвату своей ниши на рынке и развертыванию кипучей и всеобъемлющей деятельности, направленной на расширение бизнеса и укрепление своих позиций относительно конкурентов были извлечены с пыльных антресолей, куда их забросили в далеком 2008 году.

По данным отчетности компании Jones Lang LaSalle аренда и покупка офисных помещений в IV квартале 2009 года в Москве достигла 226 тыс. кв. м. Рост в сравнении с I кварталом произошел на 44%, но в отношении 2008 года, падение составило как минимум 50%. Объем свободных площадей вырос на 19 %.

Постепенно начинает подниматься «на ноги» и банковский сектор в сфере оказания услуг по предоставлению кредитов организациям и индивидуальным предпринимателям на покупку коммерческой недвижимости. Предлагаются сроки возврата до 5 лет, а процентные ставки от 12 % годовых с условием первоначального взноса не менее 10 % и оговорки по минимальному объему в квадратных метрах. Например, данное предложение можно получить в технопарке Nagatino i-land в совместной разработке с банками «Глобэкс» и АКБ «Инвестторгбанк», ориентирующихся на работу с компаниями малого и среднего бизнеса.

Однако подобное оживление на рынке готовых объектов никак не относится к ситуации в сфере строительства и «достройки» коммерческих массивов. К сожалению, состояние дел в этом плане не может радовать: строительство многих объектов заморожено, некоторые стройки остановлены на начальной стадии.

Возможные варианты дальнейшего развития ситуации, впрочем, оставляют некоторые поводы для оптимизма: все больше офисных центров класса A находят арендаторов, постепенно отмирают от кризисной спячки серьезные покупатели недвижимости. В целом рынок офисной недвижимости начинает постепенно оживать.

Яна Резникова