Ватиканский дворец: не только духовное сокровище

Ватиканский дворецВатикан по праву занимает одно из почётнейших мест в мировой сокровищнице культурных и архитектурных достопримечательностей, название этого города-государства всегда произносят с уважением и восхищением, вне зависимости от религиозных взглядов. Но чаще всего это понятие, «Ватикан», носит некий расплывчатый характер, о нём говорят как о чём-то наверняка прекрасном, но довольно абстрактном. Если попытаться говорить о конкретных архитектурных объектах Ватикана, то прежде всего нужно вспомнить о Ватиканском дворце, резиденции Папы Римского.

Ключевое слово - «преемственность»

Ватиканский дворец это скорее туристическое название дворцового комплекса, официально именуемого Апостольским дворцом - так как глава Католической церкви, Папа Римский, считается преемником апостола Петра. С исторической точки зрения начало своей истории Ватиканский дворец берёт в VI столетии, когда здесь была построена первая резиденция римского епископа, которым и является Папа. Однако особый характер для Католической церкви Ватиканский холм (дворец расположен на одном из семи знаменитых римских холмов, который и дал название всему теократическому городу-государству) приобрёл двумя веками ранее, когда в IV веке император Константин основал здесь церковь Святого Петра, возле которой были сооружены небольшие покои, в которых римский епископ останавливался, когда совершал праздничные богослужения именно в этом храме.

История Ватиканского дворца в качестве папской резиденции непостоянна и характеризуется чередованием различных по продолжительности периодов, когда дворец то пустовал, то был центром религиозной и политической жизни не только Рима и Италии, но и всей Западной Европы. Первая по-настоящему масштабная резиденция, больше похожая на крепость (времена были неспокойные, Раннее Средневековье), здесь была сооружена в IX веке, однако вплоть до конца XIV столетия одна использовалась достаточно редко – сначала папы предпочитали Латеранский дворец, а затем и вовсе были вынуждены перебраться во французский Авиньон.

Основные постройки на Ватиканском холме, дошедшие до нас, начали сооружаться в XV веке, при затеявшем масштабное строительство папе Николае V, а завершили в общих чертах формирование архитектурного ансамбля Апостольского дворца папы Юлий II и Лев X. При этом прежние сооружения почти никогда не разрушались, а лишь реставрировались и встраивались в расширяющийся ансамбль зданий. Поэтому Папский дворец представляет собой удивительное смешение архитектурных стилей, где можно увидеть элементы раннесредневекового замкового зодчества, искусства Ренессанса и определённые черты более поздних культурных эпох. Всевозможные реставрационные работы и возведение незначительных дополнительных сооружений продолжалось здесь до конца позапрошлого века.

Великолепие фасада и интерьера

Ватиканский дворецВ действительности Апостольский дворец назван «дворцом» для удобства восприятия. На самом деле это целый комплекс хитроумно связанных между собой различными архитектурными сооружениями и инженерными ухищрениями дворцов, покоев, храмов, библиотек и так далее. В общей сложности Ватиканский дворец представляет собой примерно двадцать дворцов, которые включают в себе около 1200 залов. Главными по статусу считаются помещения, относящиеся к личным апартаментам Папы Римского: три зала для аудиенций (Климентинский зал, Зал консисторий, Большой и Малый тронные залы), а также помещения на третьем этаже (личные покои, кабинет, папская библиотека и зала для личных аудиенций). Отдельно стоит упомянуть папскую Пинакотеку, которая в настоящее время выполняет главным образом административные функции: здесь расположено управление делами Ватикана, архив, ведомства, ответственные за реставрацию огромного культурного наследия. Кроме того, полностью под Музей Пия-Климента, в котором хранятся бесценные произведения античного искусства, отдан Бельведерский дворец. Таким образом, по планировке Ватиканский дворец представляет собой неправильный четырёхугольник, восточный и западный фасады которого представлены протяжёнными галереями, выстроенными для соединения Бельведерского дворца с основным дворцовым комплексом.

Однако ничуть не менее, если не более, Ватиканский дворец известен своими сказочными собраниями произведений искусства. В которых наряду с античными произведениями широко представлены шедевры эпохи Возрождения. Так, часть галереи Браманте и галерею Браччио-Нуово отданы под Музей Кьярамонти, который включает в себя: музей светских предметов, музей священных предметов, кабинет папирусов, нумизматический кабинет, зала византийских художников и так далее. Но наиболее громкие имена, связанные с художественным оформлением Апостольского дворца, это, конечно. Гении эпохи Возрождения, Микеланджело и Рафаэль. Микеланджело прославился художественным оформлением знаменитых Сикстинской и Паулинской капелл (первая знаменита монументальной фреской «Страшный Суд», вторая – композициями «Обращение Савла» и «Распятие Святого Петра»). Рафаэль «ответственен» за роспись личных покоев папы Юлия II, который покрыл три внушительных по размеру комнаты (станцы) великолепными многофигурными (более 60 фигур) фресками, которые стали одним из эталонов европейского изобразительного искусства.

Александр Бабицкий