Советская архитектура: стандартный монументализм

Советская архитектура: стандартный монументализм В истории советской архитектуры принято выделять три этапа: 1917-1932 гг. - новаторский этап, 1933-1954 гг. - освоение классического наследия и создание монументальных архитектурных форм, с 1955 г. - решение социальных и идейно-художественных задач.

Эти этапы непосредственно связаны с историей советского государства, хотя многие историки архитектуры и представляют их, как полностью оторванные от социальных и культурных преобразований страны.

1917 год, год двух революций и одного переворота. Год глобальной ломки в сознании людей. Год, когда пришло понимание, что прежняя жизнь безвозвратно закончена, и начинается нечто новое - неважно даже, хорошее оно или плохое, но просто - новое, не бывшее ранее, не испытанное, для чего не существует принятых канонов, эталонов и штампов.Советская архитектура

Архитекторы - они тоже люди. Поэтому не удивительно, что их ломало точно так же, как и всех остальных. И в результате рождались совершенно новые архитектурные формы. Например, дома-коммуны с индивидуальными (и весьма экономичными) квартирами и обобществленным обслуживанием (такой дом есть в Москве на ул. Чайковского, строился он в 1928-1930 гг., архитектор - М.Гинзбург и др.). В то время, когда идеологи советской власти пропагандировали коммуны, общественные фабрики-кухни, отказ от традиционной дореволюционной семьи и так далее, должны были создаваться подобные дома, где индивидуальная квартира - это всего лишь место для ночлега, а жизнь протекает за пределами ее стен.

В те же времена строились комплексные «социалистические города» (Горький, Запорожье, Кузнецк, Магнитогорск). Комплексное строительство подразумевало, что жилые дома возводились вместе с предприятиями, магазинами, детскими учреждениями, клубами и прочим. Фактически такие «соцгорода» - это все та же идея дома-коммуны, только воплощенная в более крупном масштабе.

Затем, с приходом к власти Сталина, наступил второй этап развития социалистической архитектуры. Правда, он наступил не сразу, но задержка связана опять же с политикой, а не с архитектурными тенденциями. Первые годы сталинского руководства являлись непрекращающейся борьбой за власть. Сталин вовсе не так прочно держался в седле, как это представлялось потом из учебников истории советского периода. Пока проходили «разборки в верхах», было как-то не до воплощения новой идеологии в архитектуре (да и не только в архитектуре). Сначала идеологию требовалось утвердить. К 1933 году утверждение закончилось, и нужно было уже внедрять.

Тут-то и наступил период монументального архитектурного образа. Сталин заявил, что социализм может быть не только построен в отдельно взятой стране (как утверждал Ленин), но экспансия революции вовсе не обязательна при строительстве социализма. То есть, вождь всех времен и народов попросту отменил мечту о экспорте революции, а предпочел довольствоваться строительством социализма в России. Но так как мировая революция все же маячила на горизонте (ведь классиков марксизма-ленинизма не мог отменить даже Сталин), а вокруг социалистической державы было враждебное окружение, следовало продемонстрировать силу и мощь советской власти, а также преимущества социализма перед другими формами правления.

Именно тогда и был проведен конкурс на разработку Дворца Советов в Москве. Строительство началось в 1939 году (архитекторы Б.Иофан, В.Щуко, В.Гельфрейх). Композиция дворца была поистине монументальной: 300 м в высоту, да еще венчать все это сооружение должна была стометровая статуя Ленина. Этот проект стал образцом, на который равнялись советские архитекторы. Монументальность и классицизм - традиции и надежность, прекрасная пропаганда для социалистической идеологии.

Но дальше была война, и создание стометровых статуй вождя мирового пролетариата пришлось приостановить. После окончания войны Советская архитектураогромные территории страны лежали в руинах. Тут уже было не до статуй, нужно было восстанавливать города. И одновременно - продолжать пропагандировать социалистическую идеологию и утверждать преимущества Советского Союза.

Так родилось две формы социалистической архитектуры: с одной стороны прагматическая унификация, блочное строительство поточным методом, типовое проектирование, с другой - возведение высотных зданий в Москве, как символов победы над захватчиком. И развитие архитектуры шло по этим двум направлениям: либо типовой проект, либо монументальное сооружение (визитная карточка, памятник социализму).

Затем наступил 1955 год и с ним пришло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», а также «Единый каталог унифицированных железобетонных изделий и конструкций».

И дело вовсе не в том, что надоели «сталинские высотки» или страна перестала нуждаться в утверждении идеологической базы архитектурными методами. В конце концов строились и такие композиции, как Кремлевский Дворец Съездов (1959-1961 гг., архитектор М.Посохин и др.) или Дворец пионеров на Ленинских горах (1958-1962 гг., архитектор И.Покровский и др.), Останкинская телебашня (1967 г., Н.Никитин, Л.Баталов) и прочие сооружения, возводившиеся в стиле «социалистической идеологии», которая, как известно, была «самой идеологичной идеологией в мире».

Но страна нуждалась в жилье, и архитекторы обратились к опыту купцов и текстильных промышленников Морозовых, которые во время оно построили в Орехово-Зуево общежития для рабочих своих фабрик. Фактически это были многоквартирные дома, вот только квартиры в них были малогабаритными. И Советский Союз обогатился такими архитектурными формами, как «хрущевки» - это те же морозовские общежития, только выполненные из других материалов и по другой технологии. Но идея - все та же. После совершенствовались материалы и технологии, возводились новые типовые дома, предназначенные для решения постоянного жилищного кризиса в городах.

А затем социализм взял и закончился. И начался капитализм. И архитекторы сейчас решают задачи не просто обеспечения населения квадратными метрами или идеологическими памятниками архитектуры, но - обеспечения комфортными квадратными метрами. Но это уже совсем другая история.

София ВАРГАН