Денис Симачев: «и дым отечества нам сладок и приятен»

Денис Симачев: «и дым отечества нам сладок и приятен» Денис Симачев - человек-противоречие. При беглом взгляде на коллекции одежды, которые он предлагает, не знаешь, как к этому относиться. То ли насмешка, то ли просто китч, то ли банальное следование конъюнктуре рынка. Или и то, и другое, и третье вместе взятое. Может, следует принять точку зрения Александра Васильева, известного историка моды (в России выпущено 14 книг), который говорил: «Я лично никогда не надену одежду от Дениса Симачева - для меня эти символы означают сталинский террор, коммунистический режим, систему шпионажа КГБ и холодную войну. Я совершенно не одобряю этого».

Можно, конечно, считать и так. И даже объявить бойкот одежде от Дениса Симачева. Можно. Но очень не хочется. Потому что при всем рациональности этого мнения, оно несправедливо.

Да, Симачев ввел в моду одежду с советской символикой. Он вернул олимпийского мишку, символа Олимпиады-80, на пальто «оДенис Симачевт Симачева» пуговицы с серпом и молотом, на рубашках - гербы СССР… Можно считать это символом сталинского режима и призывом к возврату коммунизма. Но не стоит вместе с водой выплескивать и ребенка (вон Фейербах это проделал, за что был нещадно руган классиками марксизма-ленинизма).

Ведь советская символика - это не символ сталинизма, это - символ России. Той России, которая была в еще совсем недавнем прошлом. Той России, о которой пели «еще мы делаем ракеты и перекрыли Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей» - и, кстати, это была чистая правда. России высоких технологий и непрошибаемых ГОСТов (кстати сказать, все, что изготавливалось по этим ГОСТам, отличалось удивительнейшей долговечностью). России бескрайних просторов и поразительного народного мужества. Той России, которая выращивала «мозги», столь ценимые на Западе.

Коллекции Симачева - это ностальгия по России. Эвелина Хромченко, главный редактор русского L’Officiel, совершенно верно отметила: «Поначалу люди моего поколения хотели попробовать то, чего не могли себе позволить наши родители, но теперь, когда мы посмотрели другие страны, мы возвращаемся к нашим корням». Сам Симачев по этому поводу говорит: «Мы из России, из бывшего Советского Союза. Это то, что я знаю, то, что меня вдохновляет, и теперь, после многолетних попыток русских вести западный образ жизни и забыть, что они русские, люди начинают в это врубаться».

Правда, «врубаются» еще не до конца, и Симачев больше известен на Западе, чем на российских просторах. Интересно, что при всем успехе Симачева на Западе, он не слишком-то жалует «забугорный» мир. По словам Симачева жить на Западе для него «было бы чистым наказанием - настолько здесь все стерильно и бездуховно». Между прочим, для создания своих коллекций Симачев использует в основном отечественные ткани. Он считает, что наши «лен, хлопок, драп - очень качественное сырье, которое западные дизайнеры от нас вывозят, отшивают коллекции, а потом у нас же продают за бешеные деньги».

Для Запада коллекции Симачева - это способ познания России. Мари Сантерос из Delitto e Castigo (дорогой бутик в Мадриде, где продается одежда от Симачева) говорила о Симачеве: «Это очень успешный дизайнер. Он интересный, эпатажный и очень самобытный. Этим он и привлекает нас, европейцев: что-то смешное, но не очень нам понятное, как сама Россия». Симачев - единственный российский дизайнер, чьи модели фальсифицируют на Западе. Вот так же, как у нас есть поддельные адидасовские кроссовки и спортивные костюмы, так на Западе продают «поддельного Симачева», что говорит о несомненной популярности моделей.

Денис Симачев Надо сказать, что «врубанию» соотечественников в моду «от Симачева» несколько мешают цены. Когда за футболку нужно заплатить от $300 до $600, это как-то охлаждает пыл многих потенциальных покупателей. Тем не менее, мода уже существует, и те, кто не может приобрести оригинал от Симачева, отправляются на рынки, где покупают майки с аппликацией герба Советского Союза или все с тем же серпом и молотом. Конечно, качество ниже плинтуса, но символ присутствует.

Символ - это основа успеха Симачева. Люди с давних времен тяготеют к символам. Символ - это то, что ясно и понятно каждому. Символ -; это знак принадлежности к определенному сообществу. И Симачев предложил людям то, в чем они нуждались - символику. Как верно заметил Вячеслав Зайцев: «Симачев прекрасно чувствует среду. Ведь люди глубоко не копают, им нужны знаки». А Родион Мамонтов, директор бутика LeForm, говоря о востребованности моделей Симачева, заметил: «Если жарко, то почему бы на пляже не торговать холодной водой?».

И в самом-то деле, если коллекции Симачева раскупаются, то, значит, на них есть спрос. Значит, эти символы нужны людям. Еще Маяковский, рассматривая проблему спроса и предложения, сказал: «Послушайте, ведь если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. Значит, кто-то называет эти плевочки жемчужиной… И кому-то просто необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хотя бы одна звезда». И если для кого-то симовлы, предлагаемые Симачевым - «плевочки», то множество людей считает их «звездами».

Коллекции Симачева, при всей их кичеватости, эклектичности (одни «треники» со вставками а la Хохлома чего стоят!) - это не насмешка над Россией, это - реклама России, как страны молодой и развивающейся демократии. Это, фактически, гордость за собственную «русскость». А элемент насмешки… ну что ж, смех всегда был признаком здорового организма. Смех очищает.

София ВАРГАН