Налог на утилизацию автомобиля: как освободить дорогу новому

налог на утилизацию автомобиляНалог на утилизацию автомобиля - вот, по мнению некоторых, универсальный способ мотивировать потребителей пересесть со старых автомобилей на новые. Действительно, кого обрадует сумма за утилизацию, которая может составить треть стоимости нового транспорта?

Причины появления налога на утилизацию автомобиля

Наиболее актуальна проблема замены старых автомобилей новыми, соответствующими экологическим стандартам, для развивающихся стран. Поэтому в качестве характерных примеров можно рассмотреть ситуацию с налогом на утилизацию автомобиля в России и Украине. Итак, в России с 1 сентября 2012 года взимается налоговый сбор за утилизацию автомобилей. Он распространяется как на ввозимые на территорию страны, так и на произведённые в России автомобили. Появление такого сбора правительство объясняет простыми экологическими соображениями.

В настоящее время по российским дорогам ездит огромное количество автомобилей, срок эксплуатации которых превысил десять лет. Причём значительную часть этих автомобилей составляют подержанные иномарки, обоснованно популярные среди автомобилистов. Так как эти автомобили относительно недороги и при этом зачастую обладают хорошими качественными характеристиками. Однако они не соответствуют современным экологическим техническим стандартам. В результате их использования в атмосферу выбрасывается большой объём углекислого газа, что наносит значительный ущерб окружающей среде и вред здоровью людей. Следовательно, для сокращения числа этих автомобилей следует использовать налоговые механизмы.

Возможно, налог на утилизацию автомобиля временный?

налог на утилизацию автомобиляСогласно предварительным подсчётам, утилизационный сбор за только что выпущенную легковую машину может составить от 10 тысяч до 72 тысяч рублей. В отношении подержанных автомобилей налог на утилизацию вполне реально может вырасти до полумиллиона рублей. С грузовых автомобилей, масса которых менее 3,5 тонн, налог составит 90 тысяч рублей. Если грузовик весит от 3,5 до 5 тонн, придётся заплатить 150 тысяч рублей, а при массе автомобиля от 5 до 20 тонн владельцу нужно раскошелиться на 470 тысяч рублей.

Согласно заявлениям представителей российского правительства, введения утилизационного налогового сбора на автомобили носит временный характер. Задача состоит в том, чтобы создать ситуацию, при которой качество отечественных автомобилей позволит основной массе автовладельцев пересесть на новые российские машины. Когда эта цель будет достигнута, возможно рассмотрение вопроса об отмене налога на утилизацию. Впрочем, многие эксперты отмечают, что у российского налога на утилизацию автомобиля скорее геополитические, нежели экономические, мотивы.

Возможно, таким образом российское руководство стремится ограничить приток зарубежных автомобилей на отечественный рынок и снизить зависимость этого рынка от иностранной продукции. Наличие мощной российской автомобильной промышленности, способной удовлетворить внутренний спрос, должно стать неплохим козырем в налаживании отношений с зарубежными странами. Однако в такой ситуации не совсем понятно, как подобные меры будут согласовываться с нормами Всемирной торговой организации, куда Россия только что вступила. Правила ВТО не допускают дискриминационных экономических ограничений государств - членов организации в отношении друг друга.

Украина тоже пытается защищаться

Другое государство - член ВТО, Украина, также решила использовать налог на утилизацию автомобиля в качестве защитных мер от активного иностранного проникновения на национальный рынок. Эксперты полагают, что этот шаг тоже имеет политический характер. Только рассматривать его нужно в первую очередь с точки зрения ограничения импорта в Украину автомобилей российского производства. В условиях кризиса украинского автопрома именно подержанные российские автомобили являются наиболее доступными для массового потребителя.

В конце ноября 2012 года Верховная Рада законодательно утвердила уплату экологического сбора за утилизацию автомобилей. Согласно принятым законам, данный сбор обязаны платить как импортеры, так и украинские производители автотранспорта. Законодатели предложили ставку экологического сбора за утилизацию легковых автомобилей в размере 5,5 тысяч гривен (около 700 долларов), налог на грузовые автомобили составит 38 тысяч гривен (примерно 5 тысяч долларов).

Также предлагается применение налоговых коэффициентов, зависящих от срока использования автомобиля. Так, на новые «легковушки» с объемом двигателя до 1000 тысячи кубических сантиметров налог составит 4,73 тысячи гривен (коэффициент 0,86). Что касается самых объёмных двигателей, свыше 3500 кубических сантиметров, то налог равен 30,25 тысяч гривен (коэффициент 5,5). Для подержанных автомобилей величина налогового коэффициента увеличивается более чем в 6 раз для автомобилей с объемом двигателя до 3000 кубических сантиметров и примерно в 8 раз с объёмом двигателя от 3000 кубических сантиметров.

Александр Бабицкий