Налоги на автомобили в Германии: налог не на автомобиль, а «на воздух»

налоги на автомобили в ГерманииНалоги на автомобили в Германии, установленные в XXI веке, преследуют, судя по всему, не только цель максимального пополнения государственного бюджета. Конечно, финансово-экономический фактор полностью отрицать нельзя, немецкое государство не против очередного источника своих доходов. Однако основным мотивом налогообложения автомобилей в этой стране всё очевиднее становится забота об экологии.

Большой двигатель - роскошь

Налоги на автомобили в Германии существовали давно, однако новый порядок налогообложения, действующий в настоящее время, был утверждён с 1 июля 2009 года. До этого времени в Германии существовали различные транспортные налоги, причём в каждой федеральной земле они могли иметь свои особенности. В одних федеральных землях налог взимался в зависимости от массы автомобиля, в других - в зависимости от его габаритов, и тому подобное. Согласно новым единым правилам взимания транспортного налога он поделён на две составляющие. В Германии их воспринимают как по сути два отдельных налога.

Первый налог является традиционным для стран, где существует постоянный транспортный налог, и зависит от объёма двигателя автомобиля. Чем больше объём двигателя, тем, соответственно, он мощнее. Германские власти установили тарифную сетку, в соответствии с которой каждые 100 сантиметров кубических объёма автомобильного бензинового двигателя стоят 2 евро. Таким образом, если, к примеру, объём двигателя составляет 2500 сантиметров кубических, то за такой автомобиль нужно заплатить 50 евро транспортного налога. И на этот раз уже вне зависимости от марки, веса, габаритов автомобиля. Для дизельных двигателей установлены другие расценки: за каждые 100 сантиметров кубических владелец автомобиля должен отдать 9 евро.

Плата за чистоту воздуха

Дополнительно была введена и плата за выбросы в окружающую среду углекислого газа, вырабатываемого двигателем внутреннего сгорания автомобиля. Это и есть второй налог на автомобиль, установленный в Германии. В начале наступившего столетия федеральным германским правительством была сформулирована задача: к 2020 году добиться снижения на 40% количества выбрасываемого в атмосферу автомобилями углекислого газа по сравнению с показателями 1990 года. Для достижения этой первоочередной цели используются как техническое усовершенствование выпускаемых машин, так и фискальные средства и методы. Государство прилагает все усилия, чтобы на экологически «чистых» автомобилях было ездить выгодно, а вот на тех, что выбрасывают большой объём углекислого газа в атмосферу, - себе дороже.

Наибольшими льготами пользуются владельцы электрокаров, то есть автомобилей, оснащённых электрическими двигателями. Так как для таких машин проблема выброса CO2 вообще не актуальна. Владельцы этих автомобилей с 2009 года на пять лет полностью освобождены от транспортного налога. Механизм их налогообложения с 2014 года пока не определён.

Кроме того, правительство принимает большие усилия для того, чтобы как можно больше людей меняли свои старые автомобили на новые. Современные автомобили уже соответствуют новым европейским нормам экологической безопасности. При покупке таких автомобилей их владельцы первоначально освобождались на год от транспортного налога.

Но главное налоговое наступление было предпринято в Германии на тех, кто всё же предпочитает мощные и оттого особо «грязные» автомобили. За каждый грамм углекислого газа, который автомобиль выбрасывает сверх лимита, его владелец должен заплатить 2 евро. Лимит в 2009 году был установлен на отметке 120 сантиметров кубических газа на 100 километров пути. Автомобили, которые «вписывались» в эти ограничения, также освобождались от второго, экологического компонента транспортного налога. Данный базовый показатель меняется каждые два года: с 2012 года он составляет 110 кубических сантиметров на 100 километров, а в 2014 году будет снижен до 95 кубических сантиметров. Поэтому владеть автомобилями с большим объёмом двигателя в Германии становится всё более расточительным удовольствием.

Александр Бабицкий