Налог на роскошь и автомобили: где роскошь, а где средство передвижения?

налог на роскошь и автомобилиДополнительное налогообложение лиц, имеющих сверхвысокие доходы, является обычной практикой в различных странах мира. В России действует единая для всех и довольно низкая ставка подоходного налога. Поэтому требования увеличить налоговый гнёт для очень богатых людей раздаются давно. Во время обсуждения этого вопроса оказались связанными между собой налог на роскошь и автомобили.

Налог нужен…

Широкое обсуждение необходимости введения налога на роскошь в российском обществе было запущено в начале 2012 года по инициативе государства. Тогда ещё кандидат в президенты В.В. Путин выдвинул идею, что люди со сверхвысокими доходами должны вносить дополнительные средства в бюджет за атрибуты роскошной жизни. В ходе дискуссий было выдвинуто два основных вида имущества, которые могли бы облагаться налогом на роскошь - это дорогая недвижимость и дорогие автомобили. Что касается автомобилей, то решено было предварительным основным критерием «роскошности» транспортного средства считать мощность двигателя в лошадиных силах.

Первоначально был предложен рубеж в 250 лошадиных сил, так как большинство легковых автомобилей имеют менее мощные двигатели. Однако затем вспомнили, что в России, особенно на Дальнем Востоке, находится немалое количество подержанных иномарок, в двигателях которых 250 и немногим более «лошадок». Вот только они никак не могут считаться атрибутом роскоши, стоимость многих из них не превышает 15 тысяч евро.

В итоге был определён рубеж мощности в 410 лошадиных сил. Такие показатели действительно доступны лишь ограниченному количеству мощных и дорогих автомобилей престижных марок. Общее число таких автомобилей в России определяется примерно в 20 тысяч, причём половина из них зарегистрирована в Москве. Поэтому общество в целом согласилось с тем, что введение налога на роскошь именно в такой конфигурации действительно будет оправдано в социальном и экономическом плане. Предполагалось, что за каждую лошадиную силу сверх этого лимита владельцы автомобилей должны будут платить по 300 рублей. В итоге получается налог на роскошь размером как минимум 120 тысяч рублей (3 тысячи евро) в год.

Трудности с формулировкой

Однако никаких реальных законотворческих шагов в этом направлении вплоть до декабря 2012 года предпринято не было. Это означает отсрочку введения такого налога как минимум на год, до 2014 года. По сообщениям СМИ, определённая пауза в разработке налога на роскошь в привязке к дорогим автомобилям связана с сомнениями в объективности критерия «лошадиные силы». Например, предполагалось, что из-под лимита в 410 лошадиных сил будут изъяты так называемые спорткары, автомобили, по своим техническим характеристикам допускаемые к автомобильным гонкам. Но многие российские бизнесмены приобретают себе именно роскошные автомобили из категории спорткаров. Получается, что в первоначальной редакции налога на роскошь у них могли возникнуть лазейки для уклонения от этого налога.

Правительственные эксперты вернулись к обсуждению и вновь вспомнили различные предложения по критериям для взыскания налога на роскошь с тех или иных автомобилей. Наиболее очевидный из альтернативных вариантов это налог в зависимости от стоимости автомобиля. Рассматриваются различные варианты:

  • повышение непосредственного транспортного налога для автомобилей дороже определённой суммы;
  • повышение государственной пошлины при оформлении таких автомобилей;
  • повышение для них таможенных пошлин и так далее.

Чаще всего в качестве ценового рубежа звучит сумма в 3 миллиона рублей. Автомобили дороже этой цены и предлагается официально считать роскошными.

Другой вариант - это введение налога на определённые марки автомобилей. Однако среди автомобилистов это предложение считается наименее удачным. Действительно, существуют определённые автобренды, которые выпускают исключительно дорогие автомобили - Porsche, Maybach, Lamborghini, Ferrari, Maserati и другие. Но есть и множество производителей, прежде всего немецких, которые выпускают как престижные дорогие модели, так и модели средней ценовой категории. И это даже не говоря уже о большом количестве эксплуатируемых в России подержанных Audi, Mersedes, BMW и так далее. Автоматическое налогообложение по маркам автомобилей ударит по большому количеству автовладельцев, не имеющих о роскоши никакого представления.

Александр Бабицкий