История электромобилей

История электромобилей Мы уже привыкли к автомобилям с двигателями внутреннего сгорания, а электромобиль представляется туманной, хотя и весьма прогрессивной, технологией будущего. А ведь все начиналось совсем не так, и электромобиль был изобретен гораздо раньше автомобиля с ДВС, тогда, когда о двигателях внутреннего сгорания еще и речи не было. А электромобили - были. В 1832 году Фарадей открыл явление электромагнитной индукции, и инженерная мысль тут же заработала, пытаясь найти для новинки практическое применение. И нашла в течение шести лет. Первый электромобиль принадлежал «перу» Роберта Дэвидсона и был сконструирован в 1838 году в Англии. Кстати сказать, автомобиль с ДВС появился лишь спустя почти половину столетия - в 1886 году.

Электромобиль Дэвидсона представлял собой массивное сооружение - что не удивительно, если учесть, что неотъемлемой частью конструкции машины были ванны с серной кислотой, довольно тихоходное (двигался со скоростью не слишком История электромобилейторопящегося пешехода).

Но неторопливость, неуклюжесть и массивность быстро устранились. Уже в 1895 году электромобиль мог двигаться со скоростью 63,15 км/ч, а в 1899 преодолел рубеж 100 км/ч. Рекордсмен «на батарейках», вошедший в историю автомобилестроения, назывался La Jamais Contente (Всегда недовольный) и был сконструирован бельгийцем Камилем Женатци. Больше всего это чудо техники напоминает ракету, установленную горизонтально на колесах. Корпус - обтекаемый, из сплава алюминия и вольфрама, кузов открытый, масса - около тонны. Скорость, которой достигла эта «торпеда на шасси» равнялась 105,88 км/ч.

Ради интереса - 17 августа 1896 года произошло ДТП в лондонском парке Кристал Палас. Артур Эдселл, сидевший за рулем автомобиля с ДВС, наехал на миссис Бриджет Дрисколл. Авария закончилась смертью жертвы. Скорость, с которой ехал мистер Эдселл, составляла 4 км/ч, да и то в результате того, что он подтянул приводной ремень - без этой операции скорость автомобиля была всего-то 2 км/ч, то есть, ленивая улитка вполне обгоняла его на поворотах.

Конец XIX - начало ХХ столетия называют бумом электромобилестроения, и недаром. Выпуск автомобилей в начале ХХ века только в США достиг 10 тыс. экземпляров. Detroit Electric, например, продавала до 2 тыс. электромобилей в год. В 1910 году в Нью-Йорке работали около 70 тыс. такси на электротяге.

Эндрю Лоуренс Райкер, первый председатель SAE (Ассоциация автомобильных инженеров), разработал несколько моделей городских легковых и грузовых электромобилей. Он сконструировал оригинальную карету скорой помощи, оборудованную электроприводом.

Эксплуатационные характеристики этих электромобилей были весьма неплохи. К примеру, машины Detroit Electric развивали скорость до 32 км/ч и могли проехать без подзарядки 130 км.

Увы, ничто хорошее не вечно, и это верно и для электромобилей. К 1920 году их количество составляло всего 1% от всей колесной массы,История электромобилей заполонившей мир. К 1942 году выпуск электромобилей стал чисто символическим. Разве что сохранились электромобильчики на детских аттракционах.

Интересно, что электромобиль, переживший бум в начале ХХ столетия, вновь появился на горизонте в начале ХХI века. Нефть, которая была столь доступной, начала дорожать, доступность ее стала сомнительной, а запасы, как выяснилось, отнюдь не вечны. И в поисках альтернативных видов топлива инженерная мысль вернулась к электромобилям. Вот не зря говорят, что новое - это хорошо забытое старое.

Теперь на городских улицах уже появились гибридные автомобили - стараниями компаний Honda и Toyota. С большой помпой был выпущен в свет Tesla Roadster (детище компании Tesla) - исключительно на электрической тяге, то есть, на аккумуляторах. Продолжают выпускаться и другие автомобили.

Больше всего положение дел с электромобилями сегодняшнего дня напоминает то, что складывалось в конце XIX-начале ХХ веков (вот уж точно - история повторяется): над созданием электромобиля, способного конкурировать с автомобилем с ДВС как в эксплуатационных характеристиках, так и в стоимости, работают как профессионалы автомобилестроения, так и энтузиасты. И жук, и жаба, студенты и пенсионеры, инженеры и просто любители техники прямо в данный момент создают автомобиль будущего. Такие усилия должны увенчаться успехом, причем - в весьма скором времени.

София ВАРГАН