Почему электромобили уступили двигателям внутреннего сгорания

Почему электромобили уступили двигателям внутреннего сгорания Электромобиль - не новинка даже еще в большей степени, чем загазовывающие в настоящий момент улицы автомобили внутреннего сгорания. Электромобиль и «допотопные» машины на паровой тяге - практически ровесники. Электромобиль появился на свет почти полувеком раньше, чем автомобиль с двигателем внутреннего сгорания - в 1838 году, против 1886 года. В то время, когда автомобиль, созданный Карлом Бенцем, со снисходительной усмешкой к «бесполезной, но любопытной диковинке» награждали медалью на выставке, электромобили уже активно «бороздили просторы» дорог различных стран. Тогда, когда автомобили с двигателем внутреннего сгорания, натужно сопя и чихая черными облаками на подъемах, с трудом обгоняли неторопливого пешехода или спешащую по делам черепаху, электромобили уже превысили скоростной барьер в 100 км/ч.

В те годы, когда Карл Бенц только находил первых клиентов, а его сыновья только-только догадались оснастить «самодвижущуюся коляску» фонарями для ночной езды, только в Нью-Йорке бегало уже больше 70 тыс. такси на электрической тяге.

К тому же, электромобили экологичны, не тратят энергии в пробках (и не «плюются» при этом ядовитым выхлопом), надежны, долговечны, обладают возможностью подзарядки аккумулятора при торможении (механическая энергия торможения переходит в электрическую), а самое главное - не «кушают» дефицитную и дорогую нефть. Закономерный вопрос - что же остановило в своем развитии такую перспективную технологию, которая, к тому же, обладает характеристиками, во много раз превосходящими характеристики конкурентов, автомобилей с ДВС?

Ответ прост и грустен: аккумуляторы. Электромобили - это машины, двигающиеся за счет заряда батареек. А батарейки, увы, не вечны (что бы ни утверждала реклама). В начале ХХ столетия электромобиль мог проезжать без подзарядки лишь около 100 км, а затем требовалось восстановление питающей систему батареи.

Принято считать, что распространение автомобилей сдерживает технология. Современные аккумуляторные батареи, дескать, слишком тяжелы, дороги, а их емкость не позволяет соперничать с автомобилями с ДВС по дальности хода. Однако, Tesla Roadster способен ехать без подзарядки около 400 км - а это серьезная конкуренция автомобилям с ДВС.

Говорят, что General Motors, выпустившая на стыке столетий электромобиль EV1, не смогла уговорить потенциальных клиентов приобретать слишком тяжелый и дорогой электромобиль. И даже лизинг себя не оправдал. В результате General Motors была вынуждена уничтожить все имеющиеся электромобили EV1, в том числе и те, которые принадлежали частным владельцам. А ведь этот электромобиль разгонялся до 100 км/ч за 8 секунд, а без подзарядки проезжал до 225 км.

Правда, существует еще одна версия безвременной кончины модели EV1. Ходят слухи, что владельцы нефтяных концернов ухитрились подставить знаменитой General Motors ножку - скупили заводы, производящие аккумуляторы, которые предназначались для EV1. Лишенные самого главного элемента - питания - электромобили не могли продержаться долго. Компания оказалась даже не в состоянии обслуживать уже проданные электромобили. А все дело лишь в том, что промышленники борются не только за чистоту окружающей среды, но и за прибыль.

Немало изобретений легло под сукно в связи с подобной промышленной войной. В свое время был запрет на использование «лампочки Ильича» - так как газовые компании не желали оставаться без работы. Замораживались исследования в различных областях науки и техники - чтобы технология случайно не стала слишком прогрессивной и не выбросила за борт тех, кто сейчас зарабатывает деньги.

Представьте, если бы в начале ХХ столетия средства не были бы направлены на развитие автомобилей с двигателем сДВС, а пусть бы часть из них была предложена в виде премии тому, кто изобретет «долгоиграющий» аккумулятор. Да его б через месяц в зубах принесли - и описание, и действующую модель. Не предложили. Не принесли.

И только резкое подорожание нефти и иссякание источников природных ресурсов привело к тому. Что человечество вновь смотрит на электромобиль с надеждой.

София ВАРГАН