Бронеавтомобили в царской армии

Бронеавтомобили в царской армииПринято считать, что царская Россия в плане передовых военных технологий была страной если и не отстающей, то все-таки второстепенной, формирующей свои вооружения в основном за счет привлечения иностранных технологий и использования своих, далеко не первоклассных. Это не совсем соответствует действительности: например, о необходимости использования в военных целях автомобилей русские инженеры заговорили еще в конце XIX века, одновременно со своими коллегами в других странах. А уже в 1897 году изобретатель Двиницкий выступал с идеей помещения на автомобиль скорострельных орудий, то есть фактически выдвинул концепцию бронеавтомобиля.

Рожденный для русско-японской войны

Бронеавтомобили в царской армииПравда, как это нередко случается в России с передовыми идеями, мысль о создании бронеавтомобиля долгое время не находила должной поддержки. «Помогла» в этом плане русско-японская война 1904-1905 годов, когда необходимость использования новых видов вооружения стала для русского командования очевидной. Подъесаул сибирского казачьего полка Михаил Накашидзе начал по личной инициативе разработку собственного проекта бронеавтомобиля еще до начала войны, а незадолго до ее окончания представил законченный проект в военное ведомство. Там проект офицера в целом одобрили, однако приняли решение не рисковать и не собирать машину полностью в России, как предполагал сам Накашидзе. Было решено использовать техническую базу французского автомобиля фирмы Charron, Girardot et Voigt, предоставив французам необходимее чертежи и заказав создание прототипа. Именно поэтому в дальнейшем в историографии вопроса можно встретить различные наименования бронеавтомобиля - бронеавтомобиль Накашидзе, бронеавтомобиль Шаррона, бронеавтомобиль Шаррона-Накашидзе.

Как бы то ни было, уже в 1905 году изготовленный бронеавтомобиль был доставлен для испытаний в Россию. Предварительные испытания были признаны успешными, поэтому было заказано около десятка подобных бронеавтомобилей, которые на испытаниях 1908 года были окончательно утверждены для принятия на вооружения армии. К сожалению, по непонятным причинам в дальнейшем они практически не использовались, однако для своего времени это была весьма продвинутая единица боевой техники.

Покрывающая весь корпус хромоникелевая броня защищала экипаж от пуль, осколков и шрапнели. Постоянный экипаж состоял из трех человек - водителя, командира и стрелка - однако при необходимости внутрь помогли поместиться до пяти человек, что придавала автомобилю Накашидзе статус бронетранспортера. Для улучшения обзора с места водителя крышка лобового люка могла подниматься в горизонтальное положение, как и крышка башенного люка. Осуществить вращение башни можно было вручную, при помощи колеса, перемещавшегося по ходовому винту колонны. На вооружении машины состоял установленный на башне пулемет калибром восемь миллиметров, а также еще один такой же запасной пулемет в самой кабине. Бронеавтомобиль приводился в движение посредством бензинового карбюраторного двигателя из четырех цилиндров мощностью в 37 лошадиных сил, развивавший скорость в 30 километров в час по пересеченной местности и в 45 километров в час по шоссе.

От «Гарфорда» до собственных изобретений

Бронеавтомобили в царской армииС началом Первой Мировой войны необходимость активного использования бронеавтомобилей уже невозможно было игнорировать, поэтому уже осенью 1914 года на Путиловском заводе Петербурга была запущена их разработка. Правда, снова за образец были взяты иностранные разработки, на этот раз американского грузового автомобиля марки Garford. Первые бронеавтомобили Garford были готовы к маю 1915 года.

Его корпус, покрытый броневыми листами толщиной в 6,5 миллиметра, защищал кабину, которая функционально была разделена на три части: передняя водительская, среднее пулеметное отделение, сзади располагалась вращающаяся броневая башня с установленной на ней пушкой. Вооружение Garford было очень солидным: в общей сложности три пулемета системы «Максим» и короткоствольная пушка калибром 7,62 миллиметра. Серьезное вооружение потребовало увеличения экипажа бронеавтомобиля до восьми человек. Большие габариты и малая скорость (не более 30 километров в час при самых лучших условиях) делали специализацию Garford более узкой: он мог использоваться только как подвижная огневая точка для отражения штурмовых атак.

Однако не только бронеавтомобили типа Garford составляли контингент бронеавтомобилей русской армии во время Первой мировой войны. Практически все время войны не прекращались разработки русских военных инженеров по созданию более совершенных и приспособленных к новым условиям боевых действий бронеавтомобилей. Так, полковником Добржанским и полковником Соколовым был создан вариант бронеавтомобиля с броневой защитой, выдерживавшей выстрелы остроконечными винтовочными пулями с расстояния двести шагов. Однако главным достоинством этого бронеавтомобиля была его огневая мощь: пять пулеметов, три из которых системы «Максим», а также автоматическая пушка калибром 37 миллиметров, способная осуществлять прицельные выстрелы с углом наведения в 300 градусов осколочными гранатами на расстояние до 2000 метров и картечью на расстояние до 200 метров.

Интересный вариант предложил штабс-капитан Мгебров: его модель бронеавтомобиля имела остроугольный характер расположения броневых листов в лобовой части, что существенно повышало защитные свойства по отношению к пулевым выстрелам. А бронеавтомобиль, разработанный штабс-капитаном Некрасовым, имел приспособления для передвижения по железнодорожным рельсам, что означало существенное увеличение его тактической ценности.

Александр Бабицкий