Бронеавтомобили Второй Мировой войны

Бронеавтомобили Второй Мировой войныВ настоящее время нередко можно наблюдать путаницу с понятиями, касающимися вооружений Второй Мировой войны в той части, которая касается различий между бронетранспортерами и бронеавтомобилями. И нужно отметить, что различия эти в первую очередь не конструктивные, а функциональные: бронетранспортер предназначен для транспортировки пехоты в условиях сильного обстрела. Бронеавтомобиль же, то есть автомобиль с бронированным корпусом, вооруженный пулеметом или пушкой (или обоими видами оружия), во время Второй Мировой выполнял самостоятельные боевые задачи по уничтожению пехоты и техники противника. Бронеавтомобили находились на вооружении основных участников военных действий.

Советские бронеавтомобили

Бронеавтомобили Второй Мировой войныНа вооружении Красной Армии состояло несколько типов бронеавтомобилей, наиболее известными из которых были легкий бронеавтомобиль БА-64, легкий бронеавтомобиль БА-20 и средний бронеавтомобиль БА-10.

Легкий бронеавтомобиль БА-64 создавался уже по ходу войны, работы над ним были начаты на Горьковском автомобильном заводе уже 17 июля 1941 года. За основу был взят разработанный в начале того же года легкий грузовой армейский автомобиль повышенной проходимости. Разработка бронеавтомобиля была закончена к маю 1942 года, когда БА-64 был взят на вооружение. Он был снабжен пулеметом ДТ, который был установлен на башне таким образом, что мог вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям. Также он характеризовался пулестойкими шинами, противопульным бронированным покрытием, и наличием всех четырех ведущих колес (впервые в Красной Армии). Таким образом, БА-64 (а также его позднейшая модификация БА-64Б) пришел на смену легкому бронеавтомобилю БА-20, выпускавшегося с 1938 по 1942 годы.

БА-20 был создан на шасси легкового автомобиля ГАЗ-М1, обладал высокой скоростью, но слабой броней при пулемете, ведшем огонь только по наземным целям. Поэтому этот бронеавтомобиль использовался в основном не для прямых боевых действий, а для осуществления связи и разведывательных действий.

Классом выше по отношению к легким бронеавтомобилям находился средний бронеавтомобиль БА-10, который также производился лишь до начального этапа войны, когда стала очевидна необходимость производства большого числа танков. БА-10 выпускался с 1938 года на шасси грузового автомобиля ГАЗ-ААА. Этот бронеавтомобиль обладал внушительным вооружением, делавшим его по огневой мощи аналогом легких танков того времени. БА-10 мог вести огонь из двух пулеметов и танковой пушки калибром 45 мм. При этом он обладал хорошими ходовыми качествами, преодолевая подъемы крутизной до 24 градусов.

Бронеавтомобили вермахта

Бронеавтомобили Второй Мировой войныГерманские бронеавтомобили, участвовавшие во Второй Мировой войне, отличались, во-первых, большим количеством различных моделей, имевших детальную специализацию по своим функциям и боевым задачам, во-вторых, высоким качеством и отменными техническими и боевыми характеристиками. Способствовало этому то обстоятельство, что долгое время, вплоть до середины тридцатых годов, бронеавтомобили были практически единственным видом тяжелых вооружений, которые разрабатывались немецкой промышленностью. Это обусловливалось тем, что по условиям Версальского договора 1919 года, подытожившего Первую Мировую, побежденная Германия не имела права на содержание тяжелых вооружений, бронеавтомобили же были в небольшом количестве разрешены для выполнения полицейских функций. Так что именно на бронеавтомобили тратились большие технологические и материальные ресурсы, так что к концу тридцатых сложилась мощная база для производства высококачественных боевых машин. Так, еще до прихода к власти в Германии нацистов, немецкими конструкторами был разработан бронеавтомобиль Sd Kfz 6, который в военных условиях снабжался пулеметами, зенитными орудиями или пушками калибром в 75 мм.

Однако в условиях быстрого развития военной техники и технологии к 1943 году Sd Kfz 6 уже морально устарел, и ему на смену пришла машина, которую историки и специалисты считают лучшим тяжелым бронеавтомобилем Второй Мировой войны. Речь идет о бронеавтомобиле SdKfz 234. Работы по его разработке начались фирмой Bussing-NAG по личному указанию Гитлера в 1941 году еще до нападения на Советский Союз. Конструкторы и инженеры работали на совесть, создание эффективной машины потребовало много времени (первые испытания прошли в июне 1942 года, уже к осени бронеавтомобиль был признан готовым). В общей сложности с сентября 1943 по март 1945 годов было выпущено около 500 бронеавтомобилей.

Технические и боевые характеристики SdKfz 234 для своего времени были выдающимися: двигатель в 12 цилиндров мощностью 210 лошадиных сил с системой воздушного охлаждения; масса 11,5 тонн; экипаж численностью четыре человека; емкость топливного бака 240 литров при запасе хода в 600 километров; максимальная скорость по автомобильной дороге 90 километров в час; мощная броня - на днище толщиной 6 мм, на корме - в 10 мм, боковая - в 8 мм, лобовая - в 30 мм. SdKfz 234 преодолевал препятствия с углом подъема в 30 градусов, стенку высотой в полметра, ров шириной в 1,35 метра, брод глубиной в 1,2 метра. На вооружении состояли пулемет калибром 7,92 мм и пушка калибром 20 мм. Именно этот бронеавтомобиль стал концептуальной основой для разработок бронеавтомобилей во всем мире после Второй Мировой войны. Впрочем, даже это чудо военной техники не спасло Третий Рейх от поражения.

Александр Бабицкий