Turcat-Mery: скоротечная история стремительных автомобилей

Turcat-MeryПоявление первых самоходных экипажей сразу вызвало разговоры о скоростных качествах автомобилей. Единственным способом разрешить все споры, естественно, оказались гонки. И когда на банкете по окончанию гонки Париж-Бордо-Париж один из главных ее героев - Левассер - озвучил, что скорость в 24 км/час предельная и наращивать ее чересчур опасно, из зала раздался возглас, что и 50 км/час скоро будет недостаточно. И пусть фраза молодого человека вызвала улыбки известных в автомобильном мире Пежо и Даймлера, Альфонс Мери намерен был доказать свою правоту. Возможно, именно поэтому история будущей автомобильной компании неразрывно связана с гонками.

Те, кто слов на ветер не бросают

Turcat-MeryЗа дело взялись младший брат Альфонса Симон и его двоюродный брат Леон Тюрка. Альфонс окончил школу бизнеса, а Симон и Леон - инженерное училище, поэтому к организации будущего автомобильного предприятия подошли всесторонне. Для начала в 1895 году молодые парни из Марселя - а на тот момент им не было и двадцати двух лет - взялись за изучение ведущих на тот момент французских автомобилей Peugot и Panhard-Levassor. И уже в 1899 году они выпустили первый автомобиль под маркой Turcat-Mery, при этом за дизайн отвечал тогда еще неизвестный Павел Энгельгардт.

Первая версия четырехцилиндрового двигателя имела оппозитно-горизонтальную конструкцию и пятиступенчатую коробку передач с двумя задними скоростями, но в продажу поступили машины с усовершенствованным мотором объемом 2,6 литра, где цилиндры имели традиционное вертикальное расположение. Автомобиль Turcat-Mery воплотил в себе много инновационных решений - электрическое зажигание, два радиатора, расположенных с каждой стороны двигателя, и цепной привод задних колес. В качестве трансмиссии устанавливалась уже четырехскоростная коробка передач. Эти автомобили легко выполнили некогда казавшееся легкомысленным обещание достичь предела скорости и разгонялись до 80 км/час.

Гоночная слава

Между тем Леон Тюрка не оставлял попыток дальнейшей модернизации автомобилей, разрабатывая новые двигатели, а сотрудничество с Робертом Бошем позволило оснастить их магнитным зажиганием. На Парижском автосалоне 1901 года Леон познакомился с бароном Адриеном де Тюркхеймом, который представлял известную автомобильную компанию De Dietrich, выпускавшую роскошные автомобили для ценителей. Подписанное соглашение давало право компании De Dietrich продавать продукцию Turcat-Mery, а автозаводу в Марселе пользоваться всеми наработками партнеров. Однако такое сотрудничество продлилось всего лишь до 1905 года, финансовые трудности вынудили барона покинуть De Dietrich и основать независимую компанию Lorraine-Dietrich с производством в Марселе, что позволило ему продолжить тесное сотрудничество с Turcat-Mery вплоть до начала Первой мировой войны. Использование технологий Lorraine-Dietrich позволило Turcat-Mery наладить в 1907 году производство шестицилиндровых моделей с двигателями объемом от 2,6 до 6,3 литра и довести годовой выпуск автомобилей до трехсот штук.

Этот период по праву можно назвать расцветом компании. Еще в 1903 году дилер компании Анри Ружье начал продвижение марки в автоспорте и ралли, заняв десятое место на трассе Париж-Мадрид. В 1904 году он занял уже третье место в Германии на гонках кайзера Вильгельма II на Turcat-Mery 45. И, наконец, именно Ружье выиграл первое ралли Монте-Карло, основанное князем Монако Альбертом I в 1909 году. Отметились автомобили марки Turcat-Mery и в российской истории. Роскошный лимузин Turcat-Mery 28 1915 года выпуска с четырехцилиндровым пятидесятисильным двигателем стал первым автомобилем В.И. Ленина.

Чужие на своем заводе

Turcat-MeryК сожалению, Первая мировая война внесла свои коррективы и замедлила стремительное развитие компании. Предвоенный выпуск 1914 года выкупил Анри Ружье с целью дальнейшего усовершенствования. Он улучшил двигатель и установил барабанные тормоза Перро на все четыре колеса. А сама компания Turcat-Mery тем временем занималась производством боеприпасов. И лишь в 1920 году братья решили вернуться в автопром. Однако их новая модель с четырехцилиндровым трехлитровым двигателем оказалась слишком дорогой для послевоенного времени и не пользовалась спросом.

Компанию, терпящую убытки, пришлось продать, а Симон и Леон остались в ней лишь в качестве наемных работников и то недолгое время. Еще одна попытка возрождения былой славы автомобильного завода была сделана Артуром Провенцалем в 1927 году - он решил переориентироваться на сегмент недорогих популярных автомобилей. Но эта концепция лишь привела предприятие к окончательному банкротству в 1928 году.

Александр Ковязин