Тюнинг ГАЗ М20: история и современность «Победы»

Тюнинг ГАЗ М20Созданный вопреки сложностям послевоенного времени, ГАЗ М20 оказался очень удачным автомобилем. Благодаря оригинальным технологическим и дизайнерским разработкам «Победа» выпускалась в течение тринадцати лет и пережила массу модификаций. Надежная конструкция, нетребовательность машины к качеству дорожного покрытия и отличные аэродинамические характеристики кузова привлекали внимание многих экспериментаторов.

Советский тюнинг ГАЗ М20 «Победа»

Естественно, в советское время такого понятия как тюнинг не существовало в принципе, не считать же тюнингом добавление лампочек в салоне и меховые накидки на сиденья. Сложно отнести к тюнингу заводские и цеховые модификации и переделки ГАЗ М20, они были призваны скорее решить насущные проблемы народного хозяйства, нежели улучшить конструкцию - так появлялись на просторах СССР пикапы и фургоны с застройками из фанеры и дерева. В 1948 году инженеры НАМИ даже попытались создать на базе «Победы» классический трехобъемный седан. Правда, дальше пробного выпуска двух автомобилей дело не пошло.

Но настоящие мастера советского тюнинга засели в конструкторском бюро горьковского автозавода и старались возродить после войны автомобильный спорт. Основной задачей было увеличение мощности двигателя, ведь штатного четырехцилиндрового мотора объемом 2,1 литра для такой тяжелой машины было явно недостаточно. Для этого перенесли наверх впускные клапана, увеличили степень сжатия и оснастили двигатель приводным нагнетателем. Благодаря такой модернизации мощность двигателя возросла более чем вдвое.

Не остался без внимания и кузов машины. Встречались модификации с двумя дверьми, еще более заниженной крышей, с дополнительными обтекателями из алюминия и прозрачной пластмассы и закрытыми колесными арками. Из всего многообразия тюнингованых «Побед» стоит отметить ГАЗ-Торпедо или Победа-Спорт. По сути, это два названия одного автомобиля, но поскольку с 1951 по 1955 год он постоянно дорабатывался и модернизировался, версии разного периода назывались либо так, либо иначе.

Первые три гоночные модификации ГАЗ-20-СГ1 были собраны под руководством Смолина для участия в кольцевых гонках. Машины получили каплевидные алюминиевые обтекатели спереди и сзади, заниженную на 160 миллиметров высоту, облегченную на 260 килограммов массу и форсированные до 105 лошадиных сил двигатели с роторными нагнетателями, которые обеспечили скорость в 167 км/час. А модификация 1955 года ГАЗ-20-СГ1М с двухместным кузовом и срезанной крышей уже смогла преодолеть рубеж скорости в 180 км/час.

Возрождающийся интерес к советскому автопрому

Возрождение тюнинга ретромобилей на постсоветском пространстве принято относить к началу нынешнего века. Тем более что не забывают об истории автомобилестроения и первые лица государств. У Владимира Путина в гараже две машины ГАЗ М21 «Волга», а Дмитрий Медведев катал президента Украины Виктора Януковича именно на «Победе». К сожалению, президентский ГАЗ М20 - не отреставрированный оригинал, а некий экземпляр со следами «гаражного тюнинга», капотным гребнем и эмблемой ЗИМа и колесами от иномарки. Да и истинные причины любви к советскому автопрому скрываются скорее в наставлениях пиар-технологов. Однако всегда найдутся такие ценители старины, как Леонид Ярмольник, у которого в гараже несколько «Побед», включая очень редкую модификацию в кузове кабриолет. В машине, стилизованной под такси, даже установлен оригинальный таксометр.

В последнее время многие хотят прикоснуться к истории, не отказываясь от благ и достижений современности. Некоторые хотят приобрести олдтаймер не с целью исторической реставрации, а для тюнинга. Одним из самых известных тюнингованых ГАЗ М20 стала модель «Победа» М60, представленная в 2005 году на Мотор-Парк шоу. В этом спорт-купе остались лишь намеки на легендарную советскую машину ГАЗ М20. Как правило, такие любители устанавливают другие силовые агрегаты (от BMW 325 Е30, Toyota 1G-GTE или ГАЗ-3104) и модернизируют ходовую часть (подвеска ГАЗ-31029 или BMW 735 E32). К экстерьеру автомобиля относятся более бережно - кроме перламутровой покраски и аэрографии, обычно лишь занижают клиренс и ставят литые колесные диски. А вот интерьер каждый настраивает на свой вкус, реставрируя родные трехместные диваны или устанавливая кожаные спортивные кресла с развитой боковой поддержкой. Конечно, такие автомобили уже не представляют исторической ценности и не несут шарм прошлых эпох, зато служат прекрасным средством самовыражения и олицетворяют современное чувство прекрасного.

Александр Ковязин