Автомобили Брежнева: на чем передвигался генсек

Автомобили БрежневаКогда о сильных мира сего говорят, что они тоже люди, то обычно имеют в виду какие-то слабости и увлечения могущественных политических, государственных и финансовых деятелей. Личные пристрастия и интересы государственных руководителей и капитанов бизнеса становятся достоянием общественности не так часто, зато о достаточно безобидных и понятных всем хобби мы узнаем все чаще. Например, уже после прекращения существования СССР широкое освещение получило увлечение одного из наиболее одиозных советских лидеров: выяснилось, что Леонид Ильич Брежнев очень любил автомобили и имел завидную коллекцию.

Заядлый автомобилист Леонид Ильич Брежнев

Автомобили БрежневаЕсли верить биографам Брежнева, то его страсть к автомобилям зародилась еще дол начала Великой Отечественной войны. В конце тридцатых годов один из руководителей Днепропетровского обкома компартии молодой партийный работник Леонид Брежнев получил в служебное распоряжение новый американский автомобиль Buick-90 Limited - и с этого момента стал заядлым автомобилистом. Во время войны в качестве армейского политработника Брежнев ездил на самых разнообразных автомобилях, а после войны, по слухам, по возможности собирал трофейные немецкие автомобили. Впрочем, когда в пятидесятых годах ЦК партии назначил его одним из ответственных за «поднятие целины» в казахстанских степях, Леонид Ильич исполнял это ответственное поручение, пользуясь преимущественно отечественными автомобилями - ГАЗ-69 и ГАЗ-72. Свою знаменитую коллекцию автомобилей Брежнев стал собирать с середины шестидесятых, уже став во главе партии и государства.

Между тем о любви Брежнева к самостоятельному лихому вождению легенды начали складываться еще при его жизни. Так, он зачастую сам сидел за рулем во время рабочих поездок. Когда в 1960 году в Кремль доставили первый образец народного автомобиля «Запорожец», то Хрущев ограничился короткой поездкой вместе с водителем, тогда как Брежнев с явным удовольствием покружил по Кремлю самостоятельно. Хорошо известны случаи, когда специально для самостоятельных поездок теперь уже Генерального секретаря из Москвы на дачу и охотничье хозяйство в Завидово специально расчищались и перекрывались трассы. Что не удивительно, если учесть, что Леонид Ильич развивал в таких поездках скорость свыше 150 километров в час. Наконец, из воспоминаний многих зарубежных политических деятелей и государственных лидеров, встречавшихся с Брежневым, хорошо известна его лихая, зачастую переходящая через границы разумного риска, манера управления автомобилем. О довольно неприятных ощущениях, оставшихся от поездок совместно с Брежневым в качестве водителя сообщали, в частности, Генри Киссинджер и Ричард Никсон.

Коллекция генсека

Упоминая о коллекции автомобилей Брежнева, нужно отметить одно обстоятельство - этот автопарк нельзя именовать личной автоколлекцией Леонида Ильича Брежнева. Дело в том, что все автомобили, которыми пользовался Брежнев, Автомобили Брежневасостояли на балансе аппарата ЦК партии, то есть были фактически государственным имуществом, предоставленным в пользование должностному лицу. При этом многие автомобили были подарены Брежневу во время многочисленных зарубежных визитов.

Основную массу «брежневских» автомобилей составляла продукция иностранных автопроизводителей. Среди них: «Крайслер 300» 1966 года, «Мазератти Кваттропорте» 1968 года (подарок руководства итальянской компартии), британский «Ролс-Ройс Серебряный призрак» 1968 года, эксклюзивный шестидверный автомобиль «Мерседес-Бенц 600 Пульман» 1969 года (подарок канцлера ФРГ Вилли Брандта), подаренные президентом США Ричардом Никсоном в 1971, 1972 и 1973 годах соответственно автомобили «Кадиллак», «Кадиллак Эльдорадо» и «Линкольн Континенталь», «Нисан Президент» (второй экземпляр, первый был изготовлен для премьер-министра Японии) и многие другие. При этом любопытно отметить, что последним автомобилем, приобретенным для Леонида Ильича Брежнева, стала машина советского производства - «Волга 3102», подаренная ему Горьковским автомобильным заводом за полгода до смерти генерального секретаря, к празднику 9 мая 1982 года. Эта машина имела улучшенную отделку салона, восьмицилиндровый двигатель, спицованные колесные колпаки.

Александр Бабицкий