ЗиЛ 111: новый вождь, новое название, новый правительственный автомобиль

ЗиЛ 111Перемены в главном автопарке СССР зачастую происходили лишь со сменой вождей. Вот и ЗиС-110, напоминающий Сталину о любимом Packard, надолго задержался в качестве правительской машины для высших эшелонов власти. И это несмотря на то, что он морально устарел еще в конце сороковых. И лишь с приходом к власти Хрущева, который не хотел, чтобы хоть что-то напоминало о предыдущем вожде, московский автозавод сменил имя, а начальник конструкторского бюро Андрей Николаевич Островцев получил распоряжение разрабатывать новый автомобиль.

Дуэль дизайнерской мысли

ЗиЛ-111ВСудьба создания ЗиЛ-111 стала олицетворением соперничества двух автомобильных дизайнеров, довольно известного Валентина Росткова (ЗиС) и молодого Льва Еремеева (ГАЗ). Несмотря на огромное количество разработок, Росткову так и не удалось воплотить свои идеи, указания «сверху» заставляли заниматься слепым копированием американских образчиков. Вот и ЗиЛ-111 «Москва» в его исполнении, впервые представленный на ВДНХ в 1956 году, оказался недостаточно оригинальным. Автомобиль представлял собой гибрид старого шасси от ЗиС-110 и нового невыразительного кузова в американском стиле прошлых лет. Поэтому неудивительно, что на объявленном конкурсе победил проект Еремеева, который уже отметился работой над такими автомобилями как ГАЗ-21 «Волга» и ГАЗ-13 «Чайка».

Не стоит думать, что проект Еремеева не походил на американцев - весь автомобильный мир был под впечатлением чикагского «аэростиля». Вот и ЗиЛ-111, хотя и был строже и солиднее, все же стилистически сильно напоминал Packard, однако это была абсолютно другая машина. Различия были во всем, в габаритах и пропорциях, а также в технологической начинке.

Новаторские решения ЗиЛ-111

Большой семиместный правительственный лимузин ЗиЛ-111 получил рамную конструкцию. Передняя независимая пружинная подвеска была оснащена рычажными амортизаторами, а задняя зависимая - телескопическими. Сердцем автомобилю служила V-образная восьмерка, которая агрегатировалась автоматической коробкой передач с кнопочным управлением. Такая трансмиссия была новшеством для советского автомобилестроения. Автомобиль вообще имел очень высокий уровень оснащения, и многие воплощенные в нем технологии применялись впервые. ЗиЛ-111 оснащался электрическими приводами стеклоподъемников и отечественным кондиционером, который поставили в 1959 году, назвав такую модификацию ЗиЛ-111А. В следующем 1960 году для парадов на главной площади страны изготовили фаэтон ЗиЛ-111В, который сменил безнадежно к тому времени устаревший ЗиС-110Б. Гидравлика управляла складыванием тента и боковыми окнами, полностью убирающимися в двери.

Соответствие рангу

ЗиЛ-111Г Появление автомобиля «Чайка» нивелировало разницу между правительственными автомобилями различного ранга, а уж этого «наверху» допустить не могли. Тем более погоня за столь изменчивым стилем американского автопрома сороковых - пятидесятых годов быстро состарила внешний вид ЗиЛ-111. Поэтому в 1962 году модель претерпела серьезную модернизацию. Сошедший с конвейера ЗиЛ-111Г стал строже и экстерьером напоминал уже не модели закрывшегося к тому времени, Packard, а скорее последние модели Cadillac. Такому впечатлению способствовала сдвоенная головная оптика, впервые появившаяся на советских автомобилях, задние круглые фонари и стреловидные молдинги. В 1967 году на параде в честь Октябрьской революции дебютировали фаэтоны ЗиЛ-111Д, созданные на базе модифицированной версии лимузина. И в том же юбилейном для завода году выпустили новую модель правительственного автомобиля ЗиЛ-114, пришедшего на смену ЗиЛ-111.

Кадры кинохроники и известные владельцы ЗиЛ-111

За время своего существования с 1959 по 1967 годы ЗиЛ-111 выпускался мелкосерийными партиями, поэтому их всего насчитывается 112 штук, а модификации ЗиЛ-111Д из них всего восемь. Тем не менее, этот автомобиль успел оставить свой след в истории. На ЗиЛ 111В в 1961 году в Кремль прибыл первый космонавт Юрий Гагарин. Такой же фаэтон подарил Никита Хрущев Фиделю Кастро в 1963 году во время его визита в СССР. А недавно с аукциона ретромобилей был продан за 188 100 евро ЗиЛ-111 образца 1962 года, принадлежавший Леониду Ильичу Брежневу.

Александр Ковязин