Котировки акций: спрос и предложение

котировки акцийРынок акций и ценных бумаг – сложная биржевая система с собственными правилами и законами, подчиняющаяся закономерностям, порой, непонятным обывателю. Точно такой же запутанной и нетривиальной является и система терминологии биржевой торговли. Простые, казалось бы, понятия поименованы сложными определениями и выражениями, яркий пример тому – понятие котировки акций.

Ценовая зависимость

По большому счету, котировка ценной бумаги – не что иное, как ее стоимость в общебытовом понимании. Котировка акции – это стоимостной показатель, в соответствии с которым эмитент или же держатель акции готов продать ее или же цена, которую предлагает покупатель.

Само слово «котировка» пришло в русский язык из французской речи, в котором глагол «coter» означал действие по нанесению отметок или же нумерации чего-либо. Именно эти действия, по большому счету, и присущи котированию – определение весьма и весьма уместно.

Основным отличием котировки от цены является сам механизм образования. Если в случае обывательского бытового понятия «цена» стоимость товара определяется совокупностью затрат на его производство и торговой наценки, незначительно изменяющейся в зависимости от спроса и предложения, то в случае с котировками дело обстоит несколько иначе. Сама по себе нематериальная ценность акций и ценных бумаг прямо влияет на его покупную особенность.

Котировочный генезис

При ближайшем рассмотрении становится ясно, что котировка акции складывается, в основном, в зависимости от двух показателей: показателя спроса и показателя предложения. Спрос на акцию – не что иное, как актуальное в каждый момент времени количество высказанных потенциальными покупателями акцептов на покупку ценной бумаги. Предложение – это количественный показатель возможности держателя или же эмитента акций продать акции и ценные бумаги в каждый конкретный момент времени.

Столь прочная связь между этими двумя показателями напрямую связана с самой природой ценных бумаг. В силу того, что ценность акций непосредственно зависит от успешности деятельности акционерного общества-эмитента, величины его доходов и прочих хозяйственных показателей, ее стоимость зависит именно от восприятия компании биржевыми игроками либо в позитивном, либо в негативном свете.

Зависимость между спросом и предложением, формирующая котировочный показатель, такова: чем выше спрос и ниже предложение – тем выше котировка акции. Естественно, верно и обратное утверждение: избыток продукта на рынке, при условии малой заинтересованности потенциального покупателя в нем, автоматически «обесценивает» акции любого участника фондовой биржи.

Классификация котировок

Котировки акций и прочих ценных бумаг можно разделить на две большие группы: прямые котировки и котировки обратные. По большому счету, в абсолютном выражении данные показатели идентичны и не имеют никакой разницы между собой, однако, форма представления котировки позволяет производить точные и быстрые расчеты в зависимости от исходных данных, таких как фактическое наличие денежных средств у покупателя, и способствуют повышению продуктивности и скорости течения процесса фондовой купли-продажи акций.

Прямая котировка –наиболее распространенный вид котировочных показателей. Простая котировка – это котировка, представленная в виде точной стоимости условной единицы акции. К примеру, котировка, представленная в виде 100$/1 означает, что за одну акцию интересующего покупателя предприятия эмитент либо держатель требует 100 долларов США. Прямая котировка наиболее удобна при определении совокупной стоимости необходимого количества акций

Обратная котировка отражает количество акций, которые покупатель может приобрести за денежную единицу. К примеру, котировка 89/1$ означает, что за один доллар США возможно купить 89 акций компании. Подобное представление котировочного показателя позволяет быстро рассчитать объем акций, доступных к приобретению с ограниченным бюджетом.

Однако, не стоит воспринимать котировку акции как какую-то константную величину – она постоянно изменяется и крайне подвержена малейшим изменениям на фондовом рынке. Как правило, котировка торгуемых акций устанавливается фондовой биржей и поддерживается ею на оглашенном уровне определенное время.

Максим Кузнецов