Коммерческое кредитование

коммерческое кредитованиеДеньги в долг давали всегда, с того самого момента, как деньги (или их первоначальные заменители) появились. Однако именно с развитием капиталистических экономических отношений кредитование приобрело по-настоящему ключевое значение. Представить современную мировую экономику без кредитования в целом и коммерческого кредитования в частности просто невозможно.

Общее понятие «кредит» включает в себя общественно-экономические отношения, возникающие между кредитором и заёмщиком в результате передачи от первого второму денежной суммы на принципах возвратности, срочности и платности. Следовательно, кредитование играет важнейшую роль в перераспределении финансовых средств внутри экономической системы. В свою очередь, коммерческий кредит в наиболее распространённом общем своём значении представляет собой такую разновидность кредита, при которой денежные суммы передаются от одного предприятия другому. То есть и в качестве кредитора и в качестве заёмщика фигурируют юридические лица. Кроме того, в более частных случаях под коммерческим кредитованием может пониматься предоставление кредита в товарной форме со стороны продавцов покупателям в виде отсрочки платежа либо как кредит, выдаваемый непосредственно какими-либо товарами.

Виды коммерческого кредитования

Существует ряд оснований для классификации видов коммерческого кредитования, но наиболее общим и распространённым является деление на следующие виды коммерческих кредитов:

  • с оформлением векселя – покупателю передаются коммерческие товарораспорядительные документы после акцепта. Подобная форма коммерческого кредита сокращает потребность в денежных средствах, необходимых для обслуживания платёжного оборота. Для предприятий такое коммерческое кредитование стимулирует снижение размера запасов товарно-материальных ценностей и ускорение оборота капитала;
  • со скидкой на условиях оплаты в оговоренный срок – здесь необходимо соблюдать условие: в случае оплаты покупателем платежа в течение оговоренного в контракте периода после выписки счета из цены вычитается скидка. Если же условие не выполняется, то вся сумма должна быть выплачена в установленный срок. Величина, исчисляемая в процентах, дифференцируется в зависимости от указанного срока и ориентируется на существующий уровень процентных ставок;
  • сезонный кредит – разрешает розничным торговцам покупать товары в течение всего года с целью организации необходимых запасов и позволяет отсрочить платеж производителю на определённое время. Такой вариант предоставляет возможность выпуска продукции без дополнительных расходов и лучше всего подходит для предприятий, работающих в сфере производства изделий массового потребления;
  • кредит по открытому счёту – покупатель может делать периодические закупки согласно однажды заключённому договору без обращения за кредитом в каждом отдельном случае. Такой вариант коммерческого кредитования используется между постоянными контрагентами при многократных поставках заранее согласованного ассортимента. В оговоренные сроки покупатель погашает свою задолженность по открытому счету, проценты за пользование кредитом по открытому счету обычно не взимаются. Открытый счет существует обычно во взаимоотношениях постоянных контрагентов, которые попеременно меняются ролями «продавец - покупатель»;
  • кредит в форме консигнации – скрытая форма коммерческого кредитования, при которой консигнант дает поручение на совершение сделок по продаже товаров со складов, расположенных в другой стране или в свободной экономической зоне, а консигнатор исполняет это поручение, заключая сделки по продаже товаров с этого склада от своего имени, но за счет консигнанта. Расчёты с консигнантом осуществляются после продажи поставленных товаров. Консигнация обычно применяется при реализации новых, нетипичных товаров, спрос на которые трудно спрогнозировать.

Позитивные стороны коммерческого кредитования

Коммерческое кредитование наиболее ярко проявляет свои позитивные стороны при условии краткосрочности действия кредитного соглашения. В этом случае в значительной степени укрепляются связи между продавцом и покупателем. Продавец, располагая свободными средствами, передаёт их покупателю, получая от него в виде процентов значительное вознаграждение, превышающее ставку по депозитам, но меньшее, чем по прямому банковскому кредиту. Покупатель в таком случае может направить имеющиеся у него средства на другие цели, что весьма затруднительно при том же прямом банковском кредитовании. Кроме того, важен фактор доступности коммерческого кредита – кредиторская задолженность в большинстве случаев представляет собой форму непрерывного кредитования, а значит, нет нужды формально организовывать кредитование. Помимо этого, не стоит забывать о таких факторах, как гибкость использования кредитных ресурсов по срокам (обычно это от 1 до 30 дней) и гибкость использования кредитных ресурсов по сумме.

Александр Бабицкий