Джон Морган: флибустьер банковского дела

Джон Морган: флибустьер банковского дела Джон Пьерпойнт Морган - легендарный финансист из династии Морганов, которого называли самой демонической фигурой династии, Морганом из Морганов. Джон Морган - единственный из всех Морганов, который обнаруживал несомненные следы сходства с Генри Морганом, которого семейные предания династии считают основателем фамилии.

Генри Морган (1635-1688 гг.), сын крестьянина из Уэльса, предпочитавший меч оралу. Это - человек-легенда, человек-сказка, герой многочисленных романов. Его приключения давали пищу воображению целым поколениям романистов и сценаристов. Его жизнеописание вошло в мировую историю. Он был работником на сахарных плантациях, солдатом в армии, участником захвата Ямайки. Генри Морган брал на абордаж испанские корабли, захватил Панаму - собрав под своим началом целую пиратскую армию. Говорят, что Генри Морган ухитрился утаить часть добычи, взятой в Панаме и Пуэрто-Бельо, от своих соратников, и этот золотой клад до сих пор ищут на островах Карибского моря.Джон Морган

Генри Морган, в благодарность за свои подвиги, был доставлен в Лондон в цепях, на суд Карла II, английского короля. Правда, британцы сделали так исключительно под угрозой войны со стороны Испании. Но сказка продолжалась, и Генри Морган был посвящен в рыцари, а в 1674 году вернулся на Ямайку уже в должности вице-губернатора. В 1682 году Генри Морган решил уйти на покой, а через шесть лет после этого скончался. За его могилой в Порт-Ройале ухаживали, как за местной святыней и достопримечательностью. Но недолго - всего четыре года. В 1692 году знаменитый ураган, обрушившийся на Ямайку, не только разрушил Порт-Ройал, но морские волны смыли и могилу Генри Моргана. Безвозвратно.

Джон Морган родился в 1837 году, когда могила его знаменитого предка уже почти полтора столетия находилась на морском дне. Но он явственно унаследовал черты великого буканьера. Хотя в детстве ничто не предвещало того, что Джона Моргана когда-либо назовут «Наполеоном Уолл-стрит». Он был очень болезненным мальчиком. Лицо его обезобразила красная волчанка - наследственное заболевание всех Морганов. Джон Морган разнообразил эту болезнь воспалением легких, артритом, эпилепсией и мигренью. От такого набора впору завести себе несколько уютных комплексов, например, комплекс неполноценности.

Но не зря же в предках числился несгибаемый и жестокий Генри Морган. При всех болезнях и домашних неурядицах (мать Джона не только страдала от истерических припадков и последствий краснухи (изуродованное лицо), но в конце концов сошла с ума), Джон Морган ухитрялся быть всегда веселым и отлично учился.

Когда Джону исполнилось 14 лет, отец отправил его на Азорские острова - лечить обострившуюся ревматическую лихорадку. Здоровье мальчика поправилось, а кроме того он научился ухаживать за девушками. Несмотря на несомненный успех у прекрасного пола, лучшим другом Джона в те времена была маленькая канарейка - такой уж это был человек.

После того, как Джон получил образование в Женеве, он вернулся в Америку, где стал работать в банковской фирме отца (J. S. Morgan на тот момент была крупнейшим европейским брокером американских акций). И вот тут-то проявились качества Генри Моргана, флибустьера и вице-губернатора пиратского острова, нюхом чуявшего золота за сотни километров. Сделка следовала за сделкой, прибыль за прибылью. Джуниус Морган, отец Джона, пытался приостановить сына, рассказывал ему о христианской заботе о ближнем. Но против пиратской крови эти увещания силы не возымели, и Джон Морган продолжал зарабатывать деньги с холодностью, расчетливостью и безжалостностью настоящего буканьера.

Но не бывает все только черным или только белым. Природа тяготеет к разноцветью, и в жизни безжалостного Джона Моргана была и настоящая любовь - дочь железнодорожного магната Амелия Стергис. Он женился на ней, когда она уже была безнадежно больна туберкулезом, и в тщетной надежде на излечение увез любимую в Алжир. Он сам ухаживал за ней, выносил к морю на руках, заваливал цветами... Амелия умерла через полтора месяца, оставив Джона Моргана с разбитым сердцем.

В день смерти Амелии родился Наполеон Уолл-стрит, тот Джон Морган, который стал легендой истории и величайшим представителем династии Морганов. Его деятельность по зарабатыванию денег стала еще более машиноподобной и пиратской. Он не считал миллионы, лишь зарабатывал их. Утверждали, что заглянуть в глаза Джона Моргана - это все равно, что посмотреть в фару паровоза, который несется прямо на тебя.

Он вновь женился - ведь огромное богатство нужно было кому-то оставить. Френсис Трейси не стала любовью его жизни, но родила ему Джон Морганчетверых детей (сына и троих дочерей). Единственным утешением Джона Моргана стало искусство, но, как истинный пират, он предпочитал владеть, а не любоваться. Рубенс и Микеланджело, Ватто и Тинторетто, инкунабулы и античный мрамор, гобелены и рыцарские доспехи... Десятки миллионов долларов были потрачены на это.

Джон Морган открыл для себя благотворительность, и многие из его сокровищ перешли в музеи. До сих пор основа собрания музея «Метрополитен» - это дары Джона Моргана.

Подкосило миллиардера антимонопольное разбирательство деятельности его компании сенатской комиссией. Флибустьеры с трудом переносят вмешательство в свои дела кого бы то ни было, даже государства. Джону Моргану было в тот момент 75 лет, и стресс послужил причиной обострения одного из многочисленных хронических заболеваний.

Умер Джон Морган 1 апреля 1913 года. Последними словами флибустьера от банковского дела были: «Моя дорогая Салли Вест...». В дальнейшем дети Джона потратили довольно много денег из наследства отца, чтобы узнать - кто же такая была эта Салли Вест, женщина, о которой жестокий миллиардер вспомнил в последнюю минуту своей жизни. Нанятые детективы ничего и никого не нашли. Салли Вест растворилась, не оставив следов.

Годы спустя в семейном архиве было обнаружено письмо, которое Джон Морган писал своему деду с Азорских островов. Там находился и листок бумаги, на котором была изображена толстая желтая канарейка. И подпись: «Вот моя дорогая Салли Вест...».

София ВАРГАН